Краткий обзор творчества Алексея Кольцова

Краткий обзор творчества Алексея Кольцова

Первые поэтические опыты Алексея Васильевича Кольцова носили подражательный характер. Мотивы ранних стихотворений были навеяны произведениями И. И. Дмитриева, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. В юности поэт смело экспериментировал со стилем — писал любовные элегии, эпикурейские послания, акростихи, романтические баллады. Однако уже тогда появились и оригинальные произведения: «Очи, очи голубые», «Размолвка», «Терем», «По-над Доном сад цветет». Они созвучны песенной традиции русского народа. Песни Кольцова не были искусственным подражанием фольклору, а представляли собою самобытные произведения, написанные в духе народной поэзии, но значительно отличающиеся глубокой разработкой основных мотивов. В них есть изображение любви с её радостью и горем. Трогательное и глубокое чувство привносит большое утешение в жизнь, дает силы бороться с лишениями и нуждой. В песне «Дуют ветры» поэт говорит, что с любимым и «зимою — лето теплое; при бездольи — горе — не горе!». Но с любовью связаны и сильные душевные страдания, являющиеся камертоном стихотворений «Разлука», «Не шуми ты, рожь», «Кольцо», «Два прощания», «Грусть девушки», «Звезда».

Критики отмечали, что в стихотворениях «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Что ты спишь, мужичок?» в сочетании реалистических и романтических элементов литературных тенденций воссоздаётся правда о земледельческом труде и крестьянском быте. Изображая жизнь, Кольцов искренне рисует обычаи и нравы, тонко передает сложные человеческие чувства. Но его персонажи стараются вырваться из будничных обстоятельств окружающей действительности. Романтические черты присущи всем типам кольцовских героев, а наиболее ярко они выражены в образе бесшабашного молодца в «Удалец», «Первая песня Лихача Кудрявича», «Косарь», «Дума сокола».

Необычная напевность стихотворений Кольцова была замечена еще его современниками. Ко многим из них была написана музыка, и они стали песнями и романсами, любимыми и исполняемыми и по сей день.

Особой частью творчества Алексея Кольцова стали «думы». По мнению многих критиков, эти стихотворения в художественном отношении значительно уступают песням, но важны для понимания его поэзии и характеризуют душевные настроения в последние годы жизни. В них выражены воззрения на смысл и цель жизни, мысли о мироздании. К лучшим «думам» относят «Великую тайну» и «Лес».

Большую роль в творческой судьбе Кольцова сыграл Н. В. Станкевич. Он способствовал первой публикации стихотворения «Перстень» («Кольцо») в «Литературной газете» в 1831 году. В 1835 году на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова». Она стала единственным прижизненным сборником сочинений поэта.

В. Г. Белинский в очерке «О жизни и сочинениях Кольцова», назвав поэта «гениальным талантом», пояснил: «Одно из главнейших и существенных качеств гения есть оригинальность и самобытность, потом всеобщность и глубина его идей и идеалов и, наконец, историческое влияние их на эпоху. Имя гения — миллион… Гениальный талант отличается от обыкновенного таланта тем, что, подобно гению, живет самобытною жизнью, творит свободно, а не подражательно…. От гения же он отличается объемом своего содержания…»

М. Е. Салтыков-Щедрин в статье «Стихотворения Кольцова» писал об Алексее Кольцове: «Он обогатил наш поэтический язык, узаконив в нем простую русскую речь, и в этом смысле он является в истории нашей литературы как бы пополнителем Пушкина и Гоголя и, несмотря на свою малую производительность, должен быть поставлен рядом с ними, как человек, давший нашей поэзии новую и чрезвычайно плодотворную точку опоры».