
«Письма — больше, чем воспоминанья: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное» Александр Герцен.
28 мая 2025 года на торгах московского Аукционного дома 'Каруна и Ко' был выставлен большой массив архива русского прозаика, драматурга, сценариста Анастасии Алексеевны Вербицкой со следующим комментарием: «Архив А.А. Вербицкой. Автографы. Открытки. Книги. Детская литература. Журналы». Известный общественный деятель, академик Российской академии художеств, председатель Национального союза библиофилов Михаил Вадимович Сеславинский принимал участие в аукционе. После торгов он связался с Музеем имени И.С. Никитина и сообщил, что передаст в дар часть приобретённого на аукционе архива Анастасии Вербицкой.
- Михаил Вадимович, благодаря Вам фонды литературного музея пополнились бесценными экспонатами из архива Анастасии Вербицкой. Чем на Ваш взгляд обусловлен интерес к этой писательнице?
Анастасия Алексеевна Вербицкая — самый читаемый русский прозаик начала ХХ века. 'Меня читают шибче Толстого' — знаменитая цитата из ее письма, но ведь так оно и было. Суммарный тираж четырёхтомного романа 'Ключи счастья' составил более двух миллионов, двухтомника 'Дух времени' — больше 500 тысяч экземпляров. Для сравнения – Горький гордился, что тиражи отдельных сборников издательства 'Знания' достигали 15 тысяч.
По отчету одной из библиотек Петербурга, в 1910 году чаще всего спрашивали Льва Толстого. На втором месте шла известная в ту пору писательница Анастасия Вербицкая – автор книг по вопросам женской эмансипации, проповедница «свободной любви». После революции советская власть объявила ее книги порнографическими. Склад ее изданий удалось спасти от уничтожения только благодаря вмешательству Максима Горького. Чтобы проверить обвинения против Вербицкой, один из первых литературных критиков-марксистов Вацлав Воровский назначил комиссию из 12 человек, которая заседала три месяца и пришла к выводу о совершенной «безвредности» книг Вербицкой. Роман «Дух времени» даже рекомендовали для переиздания. Однако в 1924 году книги писательницы запретили. Она пыталась писать, переводить, сотрудничать в различных изданиях под псевдонимами, писала рецензии. Ссылки и ареста избежала чудом, лишь благодаря имени своего сына Александра – основателя 2-й студии МХАТа, народного артиста Республики, заслуженного деятеля искусств, знавшего самого К.С. Станиславского.
- Как проходил аукцион и сколько лотов Вам удалось приобрести?
На торгах было представлено около 110 лотов разного значения и с разным ценообразованием. Начальная цена каждого лота составляла 1.000 рублей. За некоторые из них была значительная борьба, другие — 'уходили' по старту или вовсе не были востребованы. Мне удалось приобрести около 70 интересовавших меня лотов. Кстати, чем закончились торги Вы можете посмотреть на сайте Bidspirit.com
- Какую часть из приобретенных материалов Вы передаете в фонды литературного музея?
Весь архив происходит от наследников писательницы, и после торгов сотрудники аукционного дома предложили выкупить полностью остаток массива документов, которые не были описаны и не предлагались к продаже. Эта часть архива была приобретена мной после консультации с Олегом Григорьевичем Ласунским целенаправленно для Воронежского областного литературного музея, учитывая тот факт, что Анастасия Алексеевна Вербицкая является уроженкой Воронежа. А это около 200 позиций самых разных документов: письма к писательнице и членам ее семьи, переписка между родственниками и знакомыми. Вероятно, присутствуют не до конца идентифицированные инскрипты самой Вербицкой. Вместе этот архив несомненно представляет музейный интерес. Я также готов предоставить вам для выставки о творчестве этой писательницы материалы, приобретенные для моей коллекции.
Литературный музей имени И.С. Никитина выражает сердечную благодарность Михаилу Вадимовичу Сеславинскому за переданный в дар личный архив А.А. Вербицкой. Материалы еще предстоит изучить и расшифровать. Результаты исследовательской работы будут представлены на выставке в 2026 году, которую планируется организовать к 165-летию со дня рождения писательницы.

