
16 октября в рамках проекта «Воронежская литературная осень» в Здании мещанской управы состоялся творческий вечер «Покуда смыкаются звенья времен». Символичность этого названия в том, что с одной стороны, оно отсылает к действующей музейной выставке «Тихая лирика» в литературе 60-х годов XX века», посвященной 95-летию со дня рождения известных воронежских авторов — Анатолия Жигулина, Алексея Прасолова и Владимира Гордейчева и теме преемственности между поколениями поэтов. С другой стороны, в название мероприятия легла строчка из стихотворения публициста, члена Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата литературных премий Виктора Будакова, отметившего в текущем году 85-летие. Среди гостей — творческая интеллигенция, единомышленники, посвятившие жизнь служению культуре и просвещению, давние друзья и завсегдатаи Литературного музея.
Источником вдохновения Жигулина, Прасолова, Гордейчева всегда выступала родная природа, однако поэты умели «переплавлять в стихи» все свои переживания и боль, воспоминания о военном детстве, юношеском противостоянии несправедливости власти и, конечно, личные драмы. Свой взгляд на их жизнь и литературное наследие в формате открытого микрофона представили некоторые участники встречи.
Первым выступил Виктор Будаков. Он рассказал любопытные факты об Алексее Прасолове, которому посвятил множество исследований. Речь шла о его первых стихах, работе в газетах, жизненных испытаниях. Виктор Викторович отметил: «Алексей Прасолов — это человек, который никогда не спешил на помост, не выпячивал себя. Это видно и по стиху его, и по жизни. Он был очень проницательный человек, и многие вещи, как писатель, увидел задолго до перестройки. Его жизнь была богата не сколько событиями, сколько духовным озарением». Говоря о воронежской литературе XX века, Виктор Будаков отметил, что это был богатейший мир со множеством талантливых авторов, духовным куполом которого были Владимир Кораблинов, Борис Стукалин, Алексей Прасолов, Анатолий Жигулин и Борис Песков. «Это великолепная пятерка, созвездие воронежских литераторов, в творческой палитре которых — вся полнота бытия, свой индивидуальный взгляд и неповторимый стиль. У нас большая плеяда великолепных писателей, но даже эти пять имен могут составить честь любой литературе мира!» — прокомментировал Виктор Викторович. В пространстве мини-выставки, состоящей из книг, подаренных им Литературному музею, почетный гость представил и другие свои издания, посвященные Алексею Прасолову и Владимиру Кораблинову, а также рассказал несколько историй из своей профессиональной деятельности. Поделился Виктор Будаков и опытом работы с молодыми авторами, каждому из которых старался объяснить, что для творчества важно уловить дух времени, не споря с ним, а чувствуя его.
Важной страницей биографии Виктора Будакова было руководство Литературным музеем с 1997 по 2001 год — сложное время, когда в условиях ограниченности или отсутствия необходимых ресурсов нужно было оперативно решать различные вопросы. Он внес большой вклад в формирование фондов, под его началом стала возрождаться усадьба Веневитиновых, были предприняты шаги по созданию экспозиции, посвященной Андрею Платонову. Виктор Викторович многократно передавал в дар музею книги из личной библиотеки, среди самых ценных — издания с автографами Марии Платоновой, вдовы Андрея Платонова. Не сказать об этих его заслугах мы не могли. Со словами искренней благодарности за щедрость души, обогащение музейного собрания, переданные исследовательские, а также авторские литературные издания, имеющие историческую, культурную и научную ценность к Виктору Викторовичу обратилась директор Литературного музея имени И. С. Никитина Светлана Деркачева. От имени коллектива она поздравила гостя с юбилеем, подчеркнув, в том числе значимость его вклада в пополнение библиотеки и фондов музея, что способствует развитию образовательных программ, проведению уникальных выставок и познавательных мероприятий, привлечению новых посетителей, вдохновению нового поколения на изучение истории, культуры, искусства, литературы. В подарок она преподнесла альбом «Столетие» — это уникальное издание, поскольку впервые выпущена книга, содержащая наиболее полную информацию о вековой истории Литературного музея.
Затем слово предоставили вдове поэта Алексея Прасолова — Раисе Васильевне Андреевой-Прасоловой. Она отметила, что для понимания творчества и судьбы поэтов Анатолия Жигулина и Алексея Прасолова важно говорить о том, в какое время они жили, какие люди их окружали. Вместе с тем для всех творческих людей важно, чтобы после их смерти были те, кто помогает хранить о них память. Это и работа с архивами, и исследовательская работа, которая в отношении этих двух авторов продолжается до сих пор, и мемориальная доска, и присваивание имени библиотеке, и увековечивание фамилии в названии улицы и, конечно, мероприятия, посвященные литераторам.
Разговор о семье Прасоловых продолжила Надежда Тишанинова — автор ряда документально-публицистических книг и статей в периодике, автор книги «Во имя твое». Она подчеркнула удивительную актуальность стихов Алексея Прасолова о войне, словно он написал их сейчас, а также представила свою документальную книгу об этом поэте «Прости меня». На ее страницах идет речь о супруге литератора Раисе Васильевне, оказавшей огромное влияние на творчество мужа.
Литературная связь прошлого и настоящего, ставшая лейтмотивом творческого вечера, подтверждается еще одной действующей выставкой «Превозмочь движенье лет…» из фондов Воронежского областного литературного музея имени И. С. Никитина. Она проходит в одном из отделов Государственного литературного музея имени В. И. Даля, московском Музее-квартире А. Н. Толстого и посвящена 95-летию со дня рождения поэта Анатолия Жигулина. На открытии этой выставки настоящей сенсацией стала презентация книги «Пишите честно — как перед расстрелом…» — первый том дневниковой прозы Анатолия Жигулина, который появился в результате совместного просветительского проекта Литературного музея и доктора филологических наук Владимира Колобова. В роли научного консультанта выступил писатель и литературовед Олег Ласунский. Продолжая вечер, Владимир Васильевич рассказал о схожести жизненного и творческого пути Анатолия Жигулина и Алексея Прасолова: оба родились в 1930 году, пережили военное детство, выросли на Воронежской земле. Кроме того, еще одно немаловажное сходство авторов в том, что их для широкой публики открыл Александр Твардовский. Поэтов связывает и печальный факт — тюремный срок — испытание, благодаря которому согласно их записям, они стали именно такими, какими мы их знаем. Вокруг этих авторов рождались разные мифы — например, про неприязнь Жигулина к Прасолову, но, все эти слухи и несправедливые обвинения Анатолий Владимирович оспорил в своих дневниках. В них же он характеризовал Алексея Прасолова как крупного поэта, которого нужно печатать.
Интересными мыслями об Анатолии Жигулине и Алексее Прасолове поделился публицист, литературный критик, член Союза российских писателей Дмитрий Дьяков: «Есть теория о литературных реинкарнациях. Согласно ей мне представляется, что Жигулин — это Рылеев XX века, а Прасолов — это Баратынский. В судьбах Прасолова и Баратынского потрясает не только философское звучание в поэзии, но и сугубо бытовые точные попадания — схожие мысли, ситуации, да и прожили они практически одинаково. Жигулин и Прасолов — явление не только воронежское, но и общероссийское. Однако кроме прекрасного литературного наследия они оставили много вопросов, связанных с роковыми событиями в их судьбах, на которые нужно искать ответы каждому поколению…».
О ярком и талантливом авторе Владимире Гордейчеве высказался главный редактор журнала «Подъем», заслуженный работник культуры РФ, председатель правления Воронежской региональной организации Союза писателей России Иван Щелоков. Он поделился мнением, что двое других «тихих лириков» несколько оттенили творческую судьбу Владимира Григорьевича, возможно, по причине того, что он долгое время возглавлял писательскую организацию и был вынужден налаживать процесс взаимодействия между авторами и властью. Эта партийность преследовала его на протяжении всей карьеры, однако, Иван Александрович заметил, что Гордейчев был одним из тех, кто не побоялся написать поздравительную телеграмму Солженицыну, за что был снят с должности. «Для меня Владимир Григорьевич в художественном отношении ничем не уступает ни Прасолову, ни Жигулину. Это блестящий слог, умение играть словом, выстраивать сюжет и привнести в него юмор. Поэтому не стоит отрывать его от этого трио — они создавали образ воронежской поэзии XX века». Также Иван Щелоков отметил, что журнал «Подъем» очень часто публикует материалы об этих авторах, подборки их произведений, поддерживая таким образом связь времен.
Еще одним гостем встречи стала Татьяна Чернобоева, директор музея истории ВГПУ. Среди легендарных выпускников вуза — Владимир Гордейчев, Юрий Гончаров, Виктор Будаков, Владимир Евтушенко и другие известные авторы. Татьяна Николаевна в поддержку главного тезиса творческого вечера «Покуда смыкаются звенья времен» рассказала об одной из первооткрывательниц имени Прасолова — известной воронежской учительнице Нине Чернышевой. Именно его творчеству она посвятила диссертацию и книгу — последнее, что она сделала и была чрезвычайно счастлива, что труд, которому она отдала последние сложные месяцы своей жизни, был связан с Алексеем Тимофеевичем.
Какая встреча, посвященная поэтам, без стихов? Студентка ВГПУ Сабина Шахларова эмоционально и проникновенно прочитала стихотворение Виктора Будакова «Ротонда». Раиса Андреева-Прасолова продекламировала одно из прекрасных стихотворений супруга.
Творческий вечер «Покуда смыкаются звенья времен» подарил прекрасную возможность услышать тех, в чью жизнь входят судьбы литераторов, кто стал теми земляческими «скрепами», позволяющими говорить о преемственности поколений. 2025 год богат на юбилейные даты, связанные с культурой Воронежского края. Имена и события неизменно становятся знаковыми в общественной и литературной жизни. А смысл в перелистывании страниц истории закладывается в обширную панораму памяти. Судьбы великих соотечественников, мировые события со страниц книг говорят воронежским голосом, который сливается с голосом России. И как ценно понимание того, что наша сила не в каком-то особенном бренде, а в способности быть частью большой страны, проживать вместе все ее победы и поражения!
Фото: архив Литературного музея имени И. С. Никитина, Андрей Парфенов.









