
Недалеко от села Верхняя Хава Воронежской области, находится бывшая усадьба, в которой в начале XX века жила семья писателя А. И. Эртеля. Сюда из московской квартиры были привезены книги, картины, мебель, семейный архив. В советское время на протяжении многих лет в усадьбе размещался Дом творчества писателей, в котором отдыхали известные литераторы: М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. С. Новиков-Прибой, О. К. Кретова, О. К. Кожухова, Ю. Д. Гончаров и многие другие.
Константин Георгиевич Паустовский впервые приехал в Эртелево в июне 1946 года. «У подножья деревьев прячется в тени маленький белый дом. Он некогда принадлежал ныне почти забытому писателю Эртелю, современнику Чехова. Сейчас здесь небольшой дом отдыха», — писал он в рассказе «Воронежское лето». Дом, состоял из семи комнат и зала. Вдоль стен зала стояли дубовые стеллажи с книгами и журналами из эртелевской библиотеки, а в середине — большой прямоугольный стол, за которым за ужином собирались отдыхающие. Достопримечательностью Дома творчества был парк, ставший одним из героев рассказа «Воронежское лето». «Липовый парк, изрытый блиндажами — разрушенными и заросшими дикой малиной, — слышен издалека. С рассвета до темноты он свистит, щелкает и звенит от множества синиц, щеглов, малиновок, иволг и чижей. Птичья сутолока никогда не затихает в кущах лип — таких высоких, что от взгляда на них может закружиться голова», — писал в рассказе К. Г. Паустовский. Описания парка можно встретить и в письмах писателя к К. А. Федину, отправленных из Эртелево. Вот что пишет Паустовский 27 июня 1946 года: «Костя милый, пишу тебе из такой душистой, липовой идиллической воронежской глуши, что там, в Москве, все это невозможно даже вообразить. Огромный липовый парк (12 гектаров). Липы — высотой с наш дом на Лаврушинском — уже цветут. Сотни старых корявых яблонь. Заросли вишен, ореха, океаны трав, цветов и пшеницы. Воздух потрясающий. За парком — заповедный лес. Он тянется до Тамбова. В лесу — единственный в России бобровый заповедник и живут олени (их — около трехсот). А по другую сторону парка — степи с ветряками и жаворонками. В парке — пруд с карасями. В заповедном лесу (в 3 километрах) древний монастырь, основанный Тихоном Задонским на реке Усмани. Река совершенно сказочная, цепь глубоких и чистых омутов и чащ. Завтра идем туда на весь день».
Прогулки по парку и окрестностям Эртелево и рыбалка (хотя сам Константин Георгиевич не любил это слово и говорил «ужение рыбы»), наполняли день писателя. По вечерам и в ненастные дни обитатели Дома творчества читали книги из эртелевской библиотеки. Вот что пишет К. Г. Паустовский К. А. Федину 12 августа 1947 года: «Как только мы попали сюда, Москву отрезало начисто, будто она и не существовала… Здесь тишина, жара, пахнет полынью, изредка проходят страшные степные ливни. Едим много яблок, читаем старинные журналы (семидесятых годов) — необыкновенно забавные. О боях под Плевной, о первом телефоне (который назывался „говорящий телеграф“), болезни Некрасова, о притонах — „Самокатах“ — на волжских ярмарках и взрыве в Зимнем дворце. Все это — до последней репортерской заметки — написано великолепным, живым языком со множеством зря позабытых нами слов (например, слово „придышался“ — привык, не замечает)».
Русские литературные журналы XIX века — «Вестник Европы», «Русская мысль», «Отечественные записки», «Современник» составляли основу семейной библиотеки А. И. Эртеля. На протяжении всей жизни писатель собирал книги. По воспоминаниям современников, обилие книжных шкафов, которые стояли в каждой комнате, было первым, что бросалось в глаза в его доме. Свои книги Александру Ивановичу дарили его друзья-писатели: И. А. Бунин, А. П. Чехов, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский и другие.
В Эртелевке К. Г. Паустовский не только отдыхал, но и работал. В его комнате стоял эртелевский стол-бюро из темного дерева, за которым писатель трудился над переводами сказок славянских народов, а также написал сказку «Дремучий медведь» для журнала «Мурзилка». Вот что пишет про обстановку комнаты К. Г. Паустовского воронежский писатель Ю. Д. Гончаров: «В комнате Паустовского стояли только кровать с металлической сеткой и, боком к окну, письменный стол из темного полированного дерева — громоздкое, тяжелое бюро прошлого века, сейчас только в музеях увидишь такое: с массою ящиков и ящичков, полок и полочек для хранения писем и бумаг, с гибкой шторкой из деревянных реек, которую можно было вытащить откуда-то из скрипучих древесных недр и сразу наглухо закрыть и запереть на ключ, и многоярусные полочки, и все, что на столе разложено».
Сейчас этот стол, как и другая мебель, составлявшая обстановку Дома творчества писателей, стоит в мемориальном кабинете А. И. Эртеля в Здании мещанской управы. Мебель была передана Музею имени И. С. Никитина в 1953 году вместе с библиотекой и семейным архивом писателя.
Ольга Дворядкина
главный научный сотрудник
Музея имени И. С. Никитина
