Онлайн-выставка «Мир кукол в дворянской усадьбе»

Фото 1

Фото 1  «Элизабет». С.А. Устьянова. Полимерный запекаемый пластик, текстиль (размер по высоте 80 см.).

Фото 2

Фото 2  «Мери». Н.В. Скрипникова. Фарфор, текстиль, работа.

Фото 3

Фото 3  «Дама в сером». Т.В. Пасечная. Донецкий республиканский краеведческий музей (размер по высоте 26 см.).

Фото 4

Фото 4  «Цирюльник». Е.П. Мазурова. Донецкий республиканский краеведческий музей.

Фото 5

Фото 5  «Шарманщик». Е.П. Мазурова. Донецкий республиканский краеведческий музей.

Фото 6

Фото 6  «Мариэлла». О.А. Боева. Паперклей, текстиль.

Фото 7

Фото 7  «Алиса». О.А. Боева. Паперклей, текстиль.

Фото 8

Фото 8  Кукла «Скрипачка». С.А. Устьянова. Цернит, текстиль.

Фото 9

Фото 9  «Маркиз». Е.П. Мазурова. Донецкий республиканский краеведческий музей.

Фото 10

Фото 10 «Скупая барыня». Е.П. Мазурова. Донецкий республиканский краеведческий музей.

Фото 11

Фото 11 «Сомнение…». Н.А. Щербакова. Цернит, текстиль.

Фото 12

Фото 12 «Софи на маскараде». Е.М. Чипига. Полимерная глина, текстиль.

Кукла-игрушка была детищем дворян, ратовавших за правильное воспитание ребёнка. На онлайн-выставке представлены художественные дизайнерские куклы, выполненные современными воронежскими мастерами в традициях времён XIX века и из собрания Донецкого республиканского краеведческого музея (ДНР).

Мемуары и исторические документы свидетельствуют, что в 1820-1840-х годах у девочек из семей столичных аристократов имелись дорогие куклы и их аксессуары. В семьях провинциального дворянства подобные игрушки были редкостью. Но и там, где они встречались, куклы не часто попадали в детские руки, ведь восковые или фарфоровые головки, ручки-ножки легко могли разбиться.

В художественной культуре XIX века описание девочки с куклой стало устойчивым сюжетом. Судьба куклы-персонажа тесно связана с историей предметов для украшения интерьера, демонстрации моды и детской игры. Выражение «девочка и кукла» стало формулой, закрепившей предметно-символическую связь между игрушкой и ее обладательницей. Связь основана на экзистенциальной незавершенности этого дуэта: кукла больше, чем предмет, а девочка меньше, чем женщина. В игре кукла как бы оживает, и девочка становится взрослой женщиной. Участницы игр «растворяются» в придуманных ролях и воображаемых образах.

Куклы представляли собой уменьшенную копию человека, и развитие их производства было направлено на то, чтобы сделать её достоверной. Тело, лицо и одежда, многочисленные аксессуары для игры мануфактурных, а позже фабричных кукол, несли информацию о материальном и социальном мире своего времени. Игрушка стала его частью, а вместе с её принадлежностями — зеркальным повторением.

В конце XIX века в России одновременно с уменьшением цен на традиционные куклы увеличилось производство дорогих игрушек: появились модели, которые могли «говорить», «ходить» и совершать движения частями тела. «Оживление» стало возможным, благодаря использованию новых материалов и технологий. В создании кукол начали принимать участие модные дизайнеры и профессиональные художники. Некоторые изделия поражали сходством с живым ребенком, другие впечатляли художественным изяществом. Куколки аристократов XVIII века теперь казались скромными поделками рядом с игрушками детей начала XX века.