ОТЕЦ РУССКОГО ДЕТЕКТИВА АЛЕКСАНДР ШКЛЯРЕВСКИЙ

Шляревский

2 февраля 1837 года в местечке Ирклеево Золотоношского уезда Полтавской губернии родился Александр Андреевич Шкляревский. Ему было суждено стать основоположником детективного жанра в России, «русским Габорио», как называли его современники, сравнивая с французским автором, по сути, этот жанр и создавшим.

Как автор детективов Александр Шкляревский состоялся в Воронеже, с которым связаны более десяти лет его жизни. Семнадцатилетним юношей он приехал в город сдавать экзамены на звание учителя приходского училища. Тогда же он случайно встретился на Большой Дворянской улице с поэтом И.С. Никитиным и имел с ним короткий разговор (позднее оставит об этом эпизоде мемориальную заметку). Получив право на учительство, преподавал в селе Дегтярное Валуйского уезда, затем в уездном Павловске и, наконец, в самом губернском центре.

Первые публикации Шкляревского датируются 1862-1863 годами, когда он работал в Павловске: корреспонденции о гримасах уездной жизни посылались им в газеты «Воронежские губернские ведомости» и «Воронежский листок». За эти критические материалы Шкляревский очень быстро лишился работы. Редактор «Воронежских губернских ведомостей» М.Ф. Де-Пуле предложил ему перебраться в Воронеж. Здесь, при содействии все того же редактора, Шкляревский получил должность преподавателя в женском училище. В Воронеже он начал писать уголовную прозу. Вполне естественно, что события в его рассказах происходили в уездном городе В. и среди персонажей легко узнавались местные обитатели. Воронежские наблюдения будут в сочинениях Шкляревского и после того, как он в 1869 году переедет в Петербурге и начнет публиковать детективы в столичной периодике.

Насколько интересны были его сочинения? Александра Андреевича Шкляревского не зря сравнивали с Эмилем Габорио. Оба они писали о преступлениях, совершаемых в современном обществе. Вслед за популярным французским автором «отец русского детектива» рисовал широкую панораму жизни общества, стремясь докопаться до социально-психологических мотивов преступлений. Но если детективы Габорио построены по схеме, которая сегодня считается классической для этого жанра (совершено преступление, которое начинает расследовать неизменный герой – в романах Габорио это инспектор Лекок – и в конце произведения происходит разоблачение злодея), то у Шкляревского сюжетная линия совершенно иная. Здесь имя преступника нередко становится известным читателю уже в середине книги, а главный упор в произведении сделан на характеристике причин, толкнувших на преступление, а также на психологии преступника. Повести и романы Шкляревского можно назвать детективными лишь при достаточно широком понимании этого жанра – как объединяющего все произведения о преступлении и его раскрытии. В отличие от западных моделей детектива, Шкляревский основное внимание уделяет не сыщику и процессу следствия, а переживаниям преступника (нередко ведущим к раскаянию) и причинам, побудившим его к преступлению. В этой связи показательны названия его романов и повестей: «Отчего он убил их?», «Что погубило его?», «Что побудило к убийству?». Опираясь на описание быта, социальный и психологический анализ, Шкляревский стремился показать, как жизненный опыт и конкретная ситуация порождают преступника. Сам писатель неоднократно подчеркивал реалистичность русского уголовного романа по сравнению с западным, утверждая, что деятельность героев в детективах западных писателей «сверхъестественна; самый сюжет вовсе не заимствован из жизни, факты подтасованы и ходульны; занимательность есть, но ряд беспрерывных эффектов, неожиданностей и сюрпризов утомляет читателей». У русских же писателей, внушая читателям, писал Шкляревский, «произведения (…) отличаются несравненно большею естественностью».

«Шкляревский знал отлично жизнь, – вспоминал редактор «Петербургского листка» Соколов. – Он вместе с А.С. Сувориным учительствовал в Воронежской губернии, затем служил и много путешествовал (…) Писал он урывками, писал в поле, писал на ходу, писал в больнице. Если мы примем во внимание такой своеобразный способ работы, то придем к еще большему удивлению перед дарованием Шкляревского…». Александр Андреевич Шкляревский не дожил до пятидесяти.

Дмитрий Дьяков.