Лето в литературном музее

ПЬЕСЫ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Фото 1. Обложка книги А.П. Платонова «Ноев ковчег. Драматургия». М., 2006
Фото 2. Сцена из спектакля Воронежского камерного театра «Дураки на периферии». 2011.
Фото 3. Афиша спектакля «Шарманка» («Leierkasten»). Театр города Карл-Маркс-Штадт (ГДР). 1987
Фото 4. Сцена из спектакля «Шарманка» («Leierkasten»). Театр города Карл-Маркс-Штадт (ГДР). 1987
Фото 5. Сцена из спектакля Воронежского камерного театра «14 красных избушек»
Фото 6. Афиша спектакля «Ученик лицея» Московского Драматического театра «Сфера»

Шарманка
Ученик лицея

Радиопостановка «Пушкин на экзамене» по пьесе Андрея Платонова «Ученик Лицея». Всесоюзное радио СССР 1949 г.

Попробовать свои силы в жанре драматургии Андрею Платонову посоветовал Максим Горький. В конце 1929 года, после прочтения романа «Чевенгур», он писал Платонову: «…о романе вашем говорил с Берсеневым, директором 2-го МХАТа. Возникла мысль – нельзя ли – не можете ли вы переделать часть его в пьесу? Или же попробовать написать пьесу на иную тему. Мысль эта внушена вашим языком, со сцены, из уст неглупых артистов, он звучал бы превосходно. О возможности для вас сделать пьесу говорит и наличие у вас юмора, очень оригинального – лирического юмора. В психике вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму – оставьте для личного удовольствия». На сегодняшний момент известны 10 пьес Андрея Платонова, две из них не были закончены. При жизни писателя ни одна из его пьес не была опубликована и поставлена в театре. Первый сборник пьес Платонова был издан только в 2006 году (фото 1).

ДУРАКИ НА ПЕРИФЕРИИ

Андрей Платонов работал над пьесой «Дураки на периферии» осенью 1928 года совместно с писателем Борисом Пильняком. В интервью журналу «Рабис» Борис Андреевич сообщал: «Поселился у меня, за неимением другой площади, Андрей Платонов и естественно, что у нас образовалось много досугов, коротаемых вместе. Рассказал я ему однажды некий эпизод, действительный случай из провинциальной жизни, и решили вместе с ним облечь его в литературную форму. Тут же и решили, что ближе этот случай подходит к комедии, а не к повести. Правда, многие товарищи, которые слушали эту пьесу, говорят, что это повесть в сценах, а не пьеса. Я же думаю все же, что это пьеса. Притом могу утверждать, что пьесу для чтения или повесть в картинах, во всяком случае, мы написали хорошую».
Пьеса была насыщена аллюзиями на кампанию борьбы за новую
семью и новый быт, высмеивала бюрократизм. Комиссия ОХМАТМЛАДа, действующая в пьесе, создана по модели комиссий, образованных решениями Всесоюзных совещаний по охране младенчества и материнства, регулярно проводившихся с середины 1920-х годов в связи с обсуждением и принятием нового закона о браке. Впервые пьеса была опубликована в сборнике «Ноев ковчег» в 2006 году. Спектакль «Дураки на периферии» в 2007 году был поставлен С. Мальцевым во Владивостоке в театре Тихоокеанского флота, в 2011 году С. Яшиным в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя. 24 сентября 2011 года премьера спектакля «Дураки на периферии» М. Бычкова прошла на сцене воронежского Камерного театра (фото 2). Также к постановке пьесы обращался Новосибирский драматический театр «Красный Факел».

ШАРМАНКА

Над пьесой «Шарманка» Андрей Платонов работал в октябре – декабре 1930 года. В её основе – путешествие главных героев Алеши и Мюд (сокр. от Международного юношеского дня) по провинции с целью собрать средства на строительство советского дирижабля. Андрей Платонов в пьесе в мельчайших деталях отразил жизнь советской России тех лет: ударные театральные агитбригады были одной из ярких примет культурной жизни 1930 года, а о сборе средств на строительство первого советского дирижабля было объявлено в газете «Правда». Один из самых любопытных героев пьесы – железный спутник Алеши и Мюд, Кузьма, озвучивающий самые популярные политические лозунги того времени.

Писатель предлагал пьесу в московские и ленинградские театры, но безуспешно. «Шарманка» была напечатана в США, в издательстве «Ардис» в 1975 году, а в России она была опубликована в первом номере журнала «Театр» в 1988 году. Впервые пьеса была поставлена в ГДР на сцене театра города Карл-Маркс-Штадт (сейчас Хемниц) в 198 С. Яшин 7 году режиссером Ирмгардом Ланге (фото 3, 4). В СССР в 1988 году спектакль поставили на сцене сразу трёх театров: воронежского ТЮЗа (реж. В. Саркисов), московского Театра-студии «На пятом этаже» (реж. С. Афанасьев), ашхабадского Театр юного зрителя им. А. Кульмамедова (реж. Н. Рябов). В 2008 году к пьесе обратился М. Ефремов, режиссёр московского театра «Современник».

14 КРАСНЫХ ИЗБУШЕК

Пьеса «14 красных избушек» была написана Андреем Платоновым в 1933 году, хотя работать над ней он начал раньше – первые наброски к пьесе появляются в его записной книжке в 1931 году, а в черновых
записях и в списке действующих лиц просматривается связь с пьесой «Шарманка» и общность тем этих пьес – встреча двух миров: мира европейской культуры, с одной стороны, и советских инженеров, и практиков колхозного строительства – с другой. Литературная общественность представлена в пьесе тремя именами, за которыми легко угадываются их прототипы: Уборняк (Б. Пильняк), Фушенко (П. Павленко), Жовов (А. Толстой). В пьесе много реалий лета 1933 года: в Москве готовились к Первому всесоюзному съезду писателей. Прототипом Эдварда-Иоганна-Луи Хоза, ученого всемирного значения, председателя Комиссии Лиги Наций по разрешению Мировой Экономической Загадки, приехавшего в Россию, чтобы познавать жизнь, часто называется английский драматург Бернард Шоу, посетивший Советский Союз в 1931 году. Жизнь колхоза «14 красных избушек» также насыщена политическими реалиями и решениями начала 1930-х годов.

Впервые пьеса была опубликована в Германии в журнале «Грани» в 1972 году. В России пьеса появилась на страницах первого номера журнала «Волга» в 1988 году. В 1989 году пьеса «14 красных избушек» была поставлена режиссёром А. Дзекуном на сцене Саратовского театра драмы им. Карла Маркса. В июне 2013 года состоялась премьера спектакля М. Бычкова в воронежском Камерном театре (фото 5).

В годы Великой Отечественной войны Андрей Платонов написал несколько пьес, где нашли отражение повседневная жизнь и подвиги советских людей на фронте и в тылу. Все они отмечены особенным, душевным вниманием Платонова к человеку и его судьбе.

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ, ИЛИ ИЗБУШКА ВОЗЛЕ ФРОНТА

Пьеса была создана писателем не позднее 1942 года. Она написана в эстетике сказки и притчи, как и первые военные рассказы Андрея Платонова. Впервые была опубликована во втором номере журнала «Наш современник» в 1969 году.

ВОЛШЕБНОЕ СУЩЕСТВО

Пьеса была написана Платоновым совместно с Рувимом Фраерманом во второй половине 1944 года. Записи к пьесе появляются во фронтовой книжке писателя летом 1944 года. В это время он находился в действующей армии, принимал участие в Могилевской и Минской наступательных операциях. Особый взгляд на войну, нашедший отражение в пьесе определялся в немалой степени и личной трагедией Платонова – смертью в январе 1943 года его единственного сына. Главный герой пьесы, генерал-майор Александр Иванович Климчицкий, получивший известие о гибели жены в немецком плену, преодолевая невероятно сильную, почти смертельную тоску, находит опору в окружавших его людях, тоже переживших большое горе. Они становятся для него «волшебными существами», способными возродить человека к жизни. В этой пьесе ярко выражен христианский контекст. Впервые пьеса вышла отдельным изданием в Москве в 1967 году. В этом же году состоялась премьера спектакля «Волшебное существо» на сцене филиала Малого театра на Большой Ордынке (режиссёры А. Шатрин и В. Шарлахов).

УЧЕНИК ЛИЦЕЯ

Над пьесой «Ученик лицея» Андрей Платонов работал в 1947 – 1948 годах. Пьеса, которую изначально писатель назвал «Юный Пушкин», была предназначена для московского Центрального детского театра. Пушкинская тема была для Андрея Платоновича одной из самых близких, а поэт — одним из главных ориентиров на протяжении всей его жизни. В образе Пушкина-лицеиста Андрей Платонович возвращался к собственной юности с ее непростыми исканиями «истины», утопическими идеалами начала 1920-х годов. К началу 1948 года пьеса была написана, однако весной 1948 года Центральный детский театр уведомил Платонова, что считает невозможным её постановку на своей сцене по следующим причинам: «искаженный образ молодого Пушкина и его современников», «много нарочитости и искусственности», «налет сентиментальности, умиленного отношения к Пушкину». В 1949 году, к 150-летнему юбилею А.С. Пушкина, одноактная пьеса «Пушкин на экзамене (Сцена для чтения и представления)», переделанная Андреем Платоновым из 4-го действия «Ученика лицея» была записана на Всесоюзном радио СССР (режиссёр Р. Иоффе).

Пьеса «Ученик лицея» впервые появилась в печати на страницах пятого номера журнала «Наш современник» в 1974 году. Публикация пьесы была приурочена к 175-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В 2009 году спектакль был поставлен в московском Государственном историко-этнографическом театре (режиссёр М. Мизюков), а в 2010 году в московском Театре «Сфера» (режиссёр А. Коршунов) (фото 6).