СВЕТЛАНА ДЕРКАЧЕВА «СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЁН»

СА Деркачева

ИНТЕРВЬЮ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ИМЕНИ И.С. НИКИТИНА СВЕТЛАНЫ ДЕРКАЧЕВОЙ

В скором времени будет юбилей музея. Началась ли уже подготовка, какие ожидаются преобразования, планируются ли какие-то особые мероприятия?

В октябре 2024 года  Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина отметит 100 — летие с момента его создания.  Для подготовки столь значимого юбилея мы  создаем рабочую группу, в которую войдут не только работники музея, но и  представители писательских организаций, ученые, художники, педагоги. Первое заседание будет проведено уже в октябре этого года, когда, по сути, и будет дан старт подготовки  празднования столь знаменательного события. Уже сейчас могу обозначить несколько масштабных преобразований, которые все давно ждут. Надеемся, что их удастся реализовать к юбилею. Во-первых, это реставрация Здания мещанской управы и создание в нем новой экспозиции, посвященной истории литературных процессов в Воронежском крае в XVIII-XX столетиях, реставрация Дома Тюриных, где сейчас разместился детский Маршак-центр, а также и создание постоянной мемориальной экспозиции в Доме — музее И.С. Никитина. Конечно, мы планируем подготовить нескольких юбилейных изданий и большое количество праздничных мероприятий.

Как удается содержать такое большое хозяйство – шесть филиалов?

Начну с того, что пять наших музеев из шести размещены в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, да еще и с собственными  территориями. Справляться с таким хозяйством очень непросто, ведь подразделения  необходимо не только содержать,  здания реставрировать, а территории благоустраивать и поддерживать в эстетичном виде. Важно создать особую атмосферу, характерную именно для того или иного писателя, активно развивать, модернизировать экспозиции, не отставая от современных требований, учитывать ожидания наших посетителей. Приведу несколько примеров. Самый крупный наш филиал – музей — усадьба Д.В. Веневитинова. Содержание в идеальном порядке парка, пруда, смотровой площадки – огромный, ежедневный труд сотрудников. При этом мы планируем освоить в недалеком будущем и новые территории, переданные музею несколько лет назад, т.к. есть потребность и в обустройстве удобной стоянки для автотранспорта и, конечно, не хватает открытой площадки со зрительным залом для проведения масштабных концертов и представлений. Много сил требуется для обустройства и ухода за территорией дома – музея И.С. Никитина, которую за последние годы стало не узнать. В 2017 году здесь появился стилизованный навес, где размещена инсталляция «Постоялый двор XIX века». Сейчас это дополнительная экспозиция, с полноценной экскурсионной программой. Впервые территория, благодаря зеленым насаждениям, лавочкам, цветочным композициям стала привлекательной и для отдыха, и для фотосессий.  С прошлого года одним из самых любимых мест у посетителей стал дворик музея И.А. Бунина. В теплое время года он буквально утопает в цветах. Сотрудники музея прилагают невероятные усилия для того, чтобы на центральной магистрали города создать тихий, уютный уголок природы, где можно с особым чувством читать и слушать Бунина.

В последнее время стали активно увеличиваться фонды музея. За счет чего это происходит?

Действительно за последние 10 лет фонды музея увеличились почти на 12 000 единиц хранения против 425 за предыдущее десятилетие. Пополняются музейные коллекции за счет приобретений, но чаще всего, это дары. Среди почетных дарителей особняком стоит имя Олега Ласунского. Один он передал нам порядка 10 тыс. ед. хранения. В музее создан фонд его имени. Среди дарителей также Виктор Будаков, Галина Арбузова, Владимир Бойков, Владимир Колобов, семья Ласкаржевских и многие другие. В 2019 году нашему музею также были безвозмездно переданы более 200 графических работ от Министерства культуры РФ.

Несмотря на непростую прошлогоднюю ситуацию, вам удалось открыть музей Бунина. Как вы оцениваете это событие?

К созданию бунинского музея в Воронеже мы шли несколько лет. Его открытие стало не просто давно ожидаемым для литературного мира событием, по значимости имеющим статус общероссийского и даже международного. Открывали музей в канун введения жестких ограничений, связанных с пандемией, поэтому от мэрии города Грасса, где Бунины проживали на виллах Жаннет и Бельведер, прибыл только один представитель, а не целая делегация, как планировалось. Большой интерес к новому музею проявили представители музейного сообщества, буниноведы из многих регионов России. Поделюсь некоторыми впечатлениями гостей из Франции и Санкт – Петербурга: «Поразительно, в этот тяжелейший год, когда многие учреждения выживают, а некоторые сворачивают деятельность, в Воронеже открылся новый музей великого писателя! Событие поистине уникальное для этого времени!». С этой оценкой трудно не согласиться!

Во всех филиалах постоянно проводятся различные выставки, часто открываются сменные экспозиции. В частности, недавнее открытие выставки Троепольского. Много ли времени и сил тратится на подготовку каждой новой экспозиции?

Ежегодно мы организуем не менее 25 временных выставок, которые  позволяют знакомить посетителей с новыми раритетами из музейных фондов, раскрывать интересные темы, знакомить с живыми свидетелями тех или иных событий (как в случае с недавно открытой выставкой о писателе  Троепольском). Причем выставки мы проводим как в стационаре, так и за пределами музея. Много партнерских проектов. Открытие каждой экспозиции стараемся превратить в маленький праздник, культурное событие. Не все догадываются, что каждый такой проект — это результат продолжительной (иногда в несколько месяцев) кропотливой, научно — исследовательской работы сотрудников музея. Только профессиональная глубина и прекрасное владение материалом позволяют создавать убедительную экспозицию, которая запомнится посетителю. Крайне важным нам кажется и развитие международных проектов. В последние годы активно обмениваемся выставками с музеями Донецкой  народной республики. Ждут наш музей и в Белоруссии, в музее истории белорусской литературы, где большой интерес к творчеству С.Я. Маршака.

В этом году в Воронеже проходил симпозиум руководителей литмузеев РФ. Чему он был посвящен, каковы были его основные цели и задачи?

Действительно, впервые на воронежской земле этим летом была проведена ежегодная сессия творческого проблемного семинара Ассоциации литературных музеев России. К нам приехали руководители музеев из 36 регионов страны. Многие из них бывали в Воронеже только проездом, поэтому интерес к нашему городу был большим. Программу построили таким образом, чтобы познакомить с музейной сферой региона, обсудить ряд отраслевых проблем, обменяться опытом. Тему для дискуссии выбрали крайне актуальную — «Образовательный потенциал литературного музея. Опыт. Традиции. Новации». Для нашего музея это был еще и своеобразный экзамен. На правах принимающей стороны сотрудники представили свои разработки культурно-образовательных программ. Авторитетные специалисты дали высокую оценку литературно — музыкальным гостиным,  светскому рауту в усадьбе Веневитиновых, досуговым проектам для детей и школьников. Неизгладимое впечатление произвели современные мультимедийные технологии в экспозиционной деятельности нашего музея. Площадками показа стали музей-усадьба Д.В. Веневитинова, дом-музей Никитина, музей И.А. Бунина. Одним словом, семинар удался!

Насколько сегодня у воронежцев и гостей города пользуется популярностью деятельность всех филиалов музея?

Все 6 наших музеев тематически  разные, поэтому и аудитория отличается. О популярности /непопулярности лучше скажут цифры. 10 лет назад посещаемость музея составляла чуть более 7 тысяч человек в год. Сейчас это уже более 80 тыс. посетителей. Конечно, интерес к музею необходимо поддерживать постоянно. Многое зависит от состояния зданий, территорий и, что не менее важно, музейных  программ. За последнее время мы начали активно использовать современные формы общения с молодежью, взрослой и подростковой аудиториями. Приведу пример с Акцией «Ночь музеев». В этом году мы предложили 30 программ для посетителей разных возрастов и интересов. Кроме необычных интерактивных и костюмированных экскурсий, состоялись разнообразные мастер-классы, творческие мастерские, литературно — музыкальные гостиные, увлекательные квесты и театрализованные игры, лекции, а в усадьбе Веневитиновых  на берегу Дона состоялся концерт джаза, который до 23.00 слушали около 2000 человек. На этот раз посетителей оказалось почти вдвое больше, чем в предыдущие годы. А это значит одно: чтобы пользоваться популярностью у воронежцев и гостей города, инновационные процессы в музее должны происходить постоянно.

Вопросы задавал Павел Лепендин.
Опубликовано в журнале «Мысли» №5 2021г.