СЛУЧАЙ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК ПО ЕВРОПЕ ВОРОНЕЖСКОГО ДВОРЯНИНА М.А. ВЕНЕВИТИНОВА)

Усадьба-А039-а

Развитие железнодорожного сообщения в землях Германии началось с 1835 г. и сопровождалось появлением множества частных железных дорог с собственным подвижным составом. Общее, что их объединяло, было отсутствие туалета, поскольку поездки тогда занимали не более часа. Российское правительство после запуска первой железной дороги в 1837 г.  закупало вагоны всех четырех классов за границей. Но в 1843 г. началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом, что вынудило инженеров заняться переделкой пассажирских вагонов для использования в российских условиях – сделать закрытый тамбур, поставить вторые рамы на окна, устроить теплоизоляцию кузова. В 1850 г. Александровский завод построил два восьмиосных вагона совершенствованной конструкции, которые отличались от товарных сравнительно комфортными условиями для пассажиров. А с 1863 г. российские вагоны стали оборудовать умывальниками, печами сухого отопления и туалетами, создававшими несомненные удобства для пассажиров. В Германии же только в 1875 г. произошло соединение железных дорог территориального значения в национальную железнодорожную сеть, и тогда же появился первый Прусский стандарт строительства подвижного состава.

Однажды известному ученому Михаилу Алексеевичу Веневитинову на собственном опыте пришлось испытать всю разность устройства ретирадных мест на железных дорогах. Этот зарубежный вояж, скорее всего, состоялся сразу после окончания Санкт-Петербургского университета; по крайней мере, в личных бумагах сохранились заграничный паспорт, выданный в 1866 г. и письма к родителям из Европы. Главной целью его путешествий были научные изыскания (в частности, позже он опубликует небезынтересную статью о восприятии творчества А.С. Пушкина за рубежом, написанную исключительно на материалах немецких газет); впрочем, с присущей ему наблюдательностью, он не забывал фиксировать в своем путевом дневнике и бытовые моменты своего европейского турне. Разумеется, эти путевые заметки в свое время не удостоились публичной огласки и в виде черновой рукописи (с заглавием «Vae victis») отложились в его рукописном архиве.

Вот, что он пишет: «Есть ли на свете страна глупее и безалабернее Германии? Народ, кажется, не глупый, вспоминаем Лютеров, Миллеров, Гумбольдтов. А, между тем, на каждом шагу встречаем такие уморительные факты, так много странных мелочей, противоречащих тому впечатлению о Германии, которое выносишь из чтения и рассказов о ней. Право, без хвастовства, без славянофильства, многие весьма многие у нас в 1000 раз лучше, чем здесь. Первое, что поразило меня при переезде за границу – это отсутствие нужников в вагонах; отсутствие тем более ощутительнее, что пиво, которое поневоле принужден пить на станциях, чрезвычайно гонит мочу.

Приедет поезд, кондуктор закричит: «zwei minuten aufenthalt»; отворит, если ему заблагорассудится, дверь отделения и пойдешь отыскивать «für herren». А это заведение, по немецкой приверженности, помещается чёрт знает где, на самом конце платформы. Вот и бежишь туда, а пока раздается звонок и возвращаешься поскорее назад, не успев освободиться от мучительного бремени и со спазмами в мочевом пузыре. И хорошо, если хоть издали увидишь и поймешь вывеску ретирадного места.

Иные у них так затейливы, что подумаешь, они обозначают или буфет, или контору, или еще какое-нибудь вовсе не нужные в то время места. Правда в вагонах, на самом видном месте прибито объявление, что все желающие  могут за 5 грошей попасть в товарный вагон поезда, где устроено помещение для всевозможных испражнений. Но кому охота в продолжение целой станции, то есть целого часового и получасового переезда сидеть в вонючей каморке и еще платить за это удовольствие? В Висбаденском курзале (кургауз – помещение, предназначенное для отдыха – Авт.) устроено прекрасное  помещение для herren и damen вместе, а у входа в этот Эдем сидит женщина с чулком и собирает плату за пользование этим благодетельным учреждением – уморительные немцы!..»

Виктор Коровин,
кандидат философских наук,
заведующий отделом по научной работе Музея имени И.С. Никитина