ТОЛКОВАТЕЛЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ

Афанасьев

24 июля 1826 года, в городе Богучаре Воронежской губернии родился знаменитый русский фольклорист, этнограф, историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев. Широкому кругу читателей он известен как издатель «Народных русских сказок», «Народных русских легенд» и «Русских заветных сказок». По этой причине современники называли его «русским Гриммом». Действительно, в мировой сказочной литературе, увидевшей свет после собрания братьев Гримм, не было ни одного такого монументального собрания сказок, как афанасьевское. Эти классические сборники впервые были опубликованы в 1855-1863 годах и с тех пор неоднократно переиздавались вплоть до наших дней. Но этим наследие великого русского сказочника не ограничивается. Афанасьев является еще автором классического трехтомного исследования «Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», который по богатству материала и оригинальности замысла сопоставим с такими фундаментальными трудами западных фольклористов, как «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора. До сих пор афанасьевские «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из вершинных работ не только русской мифологической школы, но и мировой науки о фольклоре вообще. Особое значение этого труда Афанасьева заключено в богатстве громадного собранного материала, в установлении живых связей языка и предания в их историческом развитии. Такой бесценный материал почерпнут из истории, этнографии, мифологии, словотворчества десятков народов. Книга раскрывает словообразовательные возможности нашего языка и, тем самым, препятствует его порче, засорению. Наконец, она просто интересна, увлекательна. Это не сухой научный труд, а произведение сложного жанра, где сливаются в полноводную реку Память и Слово.

Детские годы будущего сказочника прочно связаны с Воронежской губернией. Здесь в уездном Богучаре он родился. Вскоре после этого семья переехала в другой уездный город – Бобров, где отец будущего ученого долгое время был стряпчим. Отец любил читать и постоянно выписывал «Библиотеку для чтения», у знакомых брал журналы «Отечественные записки», «Москвитянин», «Пантеон». Кроме того, у него была «довольно порядочная» по тому времени библиотека, оставшаяся от деда. «Отец, – вспоминал Александр Николаевич, – решил дать каждому из нас, четырех братьев, полное воспитание и с малыми своими средствами всю жизнь хлопотал об этом». Маленький Александр рано пристрастился к чтению. В своих воспоминаниях он писал: «Пользуясь дедовской библиотекой, я рано, с самых нежных детских лет, начал читать, и как теперь помню, бывало, тайком от отца (мать моя умерла очень рано) уйдешь на мезонин, где помещались шкапы с книгами, и зимою в нетопленой комнате, дрожа от холода, с жадностью читаешь. Как прежде, так и теперь, готов был я долго просиживать за книгою и забывал самый голод, и нередко приходил отец и прогонял меня с мезонина, отнимая книги, читать которые он постоянно запрещал, в чем и прав был: книги были не по возрасту. Но запрещения эти действовали плохо; шкапы не запирались, и страсть неугомонно подталкивала идти в мезонин». «Чтение это, – вспоминал А.Н. Афанасьев, – сменило для меня сказки, которые, бывало, с таким наслаждением и трепетом слушал я прежде, зимой по вечерам, в углу темной комнаты, от какой-нибудь дворовой женщины».

А.Н. Афанасьев оставил весьма выразительные записки о нравах воронежского образования. Сначала два бобровских попа, как впоследствии вспоминал ученый, вполне пояснили своему юному воспитаннику, что горек корень учения. За незнание и шалости учащихся ставили на колени, били линейкой по руке, оставляли без обеда, драли за волосы и за уши и т.д. и т.п. Священники выучили Афанасьева бегло читать по-русски и по-латыни, познакомили с двумя десятками латинских слов, немного с арифметикой и священной историей. Дальше обучение продолжалось дома под руководством одного из педагогов Бобровского уездного училища, который действительно кое-что знал, но из-за пьянства занимался своим подопечным плохо. Этот учитель научил Афанасьева читать и писать по-немецки. В 1837 году, когда Александру исполнилось одиннадцать лет, отец отвез сына в воронежскую губернскую гимназию, в которой тот проучился семь лет – от первого до последнего класса. От пребывания в воронежской гимназии у Афанасьева остались самые безотрадные впечатления. В своих воспоминаниях он довольно подробно описал порядки в гимназии, рассказал о грубости и невежестве учителей, перечислил те ужасные наказания, которым подвергались учащиеся, наконец, охарактеризовал уровень преподавания, в том числе и литературы.

В 1844 году А.Н. Афанасьев окончил гимназию и навсегда покинул Воронеж.
Впереди его ждала Москва, годы учебы в знаменитом университете и работы в Главном московском архиве министерства иностранных дел и творчество.
Круг научных интересов А.Н. Афанасьева был довольно широк – история России, история литературы, журналистики. Однако основное внимание он уделял изучению народных верований и фольклора. Издание «Народных русских сказок» наряду с исследованиями по мифологии можно без преувеличения назвать научным и жизненным подвигом А.Н. Афанасьева.
5 октября 1871 года в возрасте 45 лет А.Н. Афанасьев умер от чахотки. «Преждевременная, неумолимая смерть похитила замечательного и даровитого русского человека, от плодотворной и неутомимой деятельности которого и общество, и наука могли ожидать еще многого и многого», – писала в те дни пресса.

Дмитрий Дьяков.