В ПОИСКАХ РУССКОЙ ПРАВДЫ НИКОЛАЙ КОСТОМАРОВ

Костомаров

16 (4) мая 1817 года, в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии родился историк, этнограф, писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Иванович Костомаров. Талантливый и целеустремленный, какими часто бывают незаконнорожденные дети, пылкий сын велико и малороссийского народов, Костомаров всю свою жизнь горел желанием обновить русскую историю. В результате он написал историю Украины, за что его до сих пор ненавидят русские националисты. А еще Костомарова упрекали и упрекают за излишнюю красочность исторических рассказов, которая подчас идет в ущерб точности и документальности. Конечно, на его сочинения трудно ссылаться, но кто из нас, взявши в руки книгу этого автора, не погружался с головой в мир возрожденных страстей и человеческих страданий минувших веков?

Школьные годы Николая Ивановича Костомарова связаны с Воронежем. Здесь он учился сначала в частном пансионате, а затем в губернской гимназии. Историк оставил воспоминания о том времени, в которых не только ярко обрисовал характеры и нравы воронежских педагогов, но и передал атмосферу города, где прошла его юность. В зрелые годы Костомаров стал убежденным панславистом. Он верил в соединение всех славян в одно государство – федерацию свободных славян. Причем, будучи глубоко религиозным человеком, Николай Иванович полагал, что разница между славянскими народами в такой федерации будет сглаживаться постепенно и в основном с помощью православия. Свой идеал государственности Костомаров искал в древности, во времена, когда русский народ жил по собственным принципам, а не по навязанной варяжской, византийской или монголо-татарской системе управления. Обнаружить в минувших столетиях такое время и через него распознать истинные принципы русской жизни, определить подлинный дух народа – все это и было главной научной целью Костомарова-историка.

Для своих исторических работ Костомаров выбирал преимущественно те сюжеты, которые были полны высокого драматизма и духовного напряжения. Одной из таких историй стало время гетманства Богдана Хмельницкого, которое сам Николай Иванович определял, как «героический век, период рыцарства, доблести и поэзии». Исследование о том времени стало самым известным историческим произведением Костомарова. Символично, что именно трехтомник «Богдан Хмельницкий» положили в изголовье историка во время прощания с ним 11 апреля 1885 года в Санкт-Петербурге. Великий гетман показан Костомаровым в совершенно разных ипостасях – то это величественный, мудрый политик и дипломат, то умелый военачальник с врожденной тактической смекалкой и рассудительностью, то безудержный в гневе деспот, склонный к буйному пьянству и неистовой набожности, а то лишенный аристократической спеси казацкий батька, близкий к простому люду. Такой многогранный образ производит не только эффект калейдоскопичности, но и создает ореол загадочности, возбуждает воображение, очаровывает и привлекает. Прошлое, сконцентрированное вокруг противоречивой фигуры правителя, отражает бесконечность исторического времени, переплетая героическое и трагическое в судьбе страны в единое сюжетное действо. Новаторство Костомарова в трактовке образа власти в этой работе состоит в четких сделанных авторских акцентах: не Хмельницкий (власть) принуждал украинский народ к борьбе с поляками, а народ украинский вывел своего гетмана (власть) из длительного бездействия на борьбу за свободу. И в этой связи Переяславская рада, юридически оформившая воссоединение малорусского и великорусского народов, приобретает у Костомарова не только значение финального аккорда общенародной драмы, но и определяет основную задачу человека во власти. «Хмельницкий, – писал историк, – угадал внутреннюю взаимосвязь одноплеменных народов, понял потребность своего края и определил его историю соответственно с этими потребностями. Вот великая заслуга этого человека. Дело шло не о десятках лет, но о целых столетиях».

И еще об одной стороне многогранной творческой личности Николая Ивановича Костомарова – о его литературных опытах. Сам он считал, что «литература есть душа народной жизни, – есть самосознание народности. Без литературы последняя – только страдательное явление, и потому чем богаче, чем удовлетворительнее у народа литература, тем прочнее ее народность, тем более ручательств, что он упорнее охранит себя против враждебных обстоятельств исторической жизни, тем самая сущность народности является осязательнее, яснее».

В последние годы жизни знаменитый историк написал фантастическую притчу «Скотской бунт». О публикации этой антиутопии в России речи тогда не шло. Рукопись эту обнаружили в бумагах Костомарова уже после его смерти. А опубликована она была только в 1917 году в журнале «Нива» после Февральской революции. Но среди множества обличительных произведений, появившихся в печати, «Скотской бунт» затерялся, а последовавшие бурные события октября 1917-го и вовсе заставили о нем забыть. Так что вернулось к читателям это произведение только в 1991 году. Тогда всех поразило, что Костомаров по сути дела является предтечей Джорджа Оруэлла, автором всемирно знаменитого «Скотского двора».
Впрочем, тема бунта животных далеко не нова. В народных картинках-лубках встречаются сюжеты про то, как «бык не захотел быть быком, да сделался мясником» и освежевал своего мучителя. Но до поры это были всего лишь нелепицы. И лишь когда появилось революционное движение, тема бунта животных обрела социальную остроту и политическое значение. Неслучайно Костомаров написал «Скотской бунт» на склоне лет. Можно сказать, что выдающийся историк шел к этому сочинению всю жизнь, преодолевая собственные заблуждения.
Дело в том, что сам Николай Иванович в молодости придерживался народнических взглядов, был учредителем Кирило-Мефодиевского братства. Члены этой организации отстаивали украинскую самобытность, признавая при этом ведущую роль русской нации в семье восточнославянских народов, мечтали о создании общеславянской федерации. В 1847 году о деятельности братства стало известно властям, все члены кружка были арестованы.

Костомарова тогда заключили в Петропавловскую крепость, где он провел около года, а затем историка перевели на службу в Саратов – то есть фактически отправили в ссылку, под надзор полиции, ему воспрещалось преподавать и издавать свои работы. Клеймо неблагонадежного преследовало Николая Ивановича еще долгие годы. Но, в конце концов, его блестящие исследования, книги и лекции принесли всероссийскую славу и высокое положение в обществе. До последних лет жизни Костомаров оставался убежденным республиканцем и демократом, полагавшим, что у народов должно быть, в числе прочих, и право на протест и даже восстание. Но при этом, полагал знаменитый ученый, нравственные начала общества всегда должны оставаться незыблемыми.

Дмитрий Дьяков.