Поэт Осип Мандельштам (1891 – 1938) стоит в одном ряду с такими выдающимися своими современниками, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Борис Пастернак, Марина Цветаева. К началу 1930-х годов на счету поэта было несколько сборников критических статей и стихотворений, среди них «Камень» и «Tristia», книги для детей.
В Воронеж Мандельштам приехал в июне 1934 года, где ему предстояло провести трехлетнюю ссылку. За стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» поэт был арестован и сослан в город Чердынь Уральской области. Из-за сильного ухудшения здоровья, Осипу Эмильевичу было решено изменить место пребывания, и разрешили самому выбрать город для проживания. Он выбрал Воронеж. Здесь Мандельштам работал заведующим литературной частью в Большом советском театре, писал рецензии для журнала «Подъём», готовил программы на радио, сочинял стихи.
В поэтический цикл «Воронежские тетради» вошло около 100 стихотворений. Начало первой тетради было положено 17 апреля 1935 года. Слово «тетради» появилось случайно — стихи поэт записывал в школьные тетради. Каждая из них – это своеобразный раздел книги со своим содержанием и хронологией. Идеи многих стихотворений были навеяны впечатлениями от встреч с людьми. В первую очередь, это – Наталья Штемпель, дружившая с семьей Мандельштамов. Осип Эмильевич посвятил ей несколько произведений: от эпиграмм «Пришла Наташа, где была?» и «Если бы проведал Бог, что Наташа педагог», до тонких лирических «К пустой земле невольно припадая» и «Клейкой клятвой липнут почки». Благодаря дружбе с флейтистом городского симфонического оркестра Карлом Швабом родилось стихотворение «Флейты греческой тэта и йота…», а после встречи с маленьким сыном воронежской писательницы Ольги Кретовой — «Рождение улыбки».
Литературный образ Воронежа появляется в «Тетрадях» со стихов, датированных 1935 годом. «Пусти меня, отдай меня, Воронеж», «На доске малиновой, червонной», «Я должен жить», «Куда мне деться в этом январе?», «Это какая улица?». В этих произведениях поэт создал своеобразные поэтические портреты города, картины отдельных, порой и сегодня угадываемых его уголков.
Одно из лучших произведений «Эта область в темноводье…» было написано Мандельштамом после поездки в Воробьевский район на открытие театра. Упоминающаяся в стихотворении карта Воронежской области, похожая своими очертаниями на Африку, висела на переговорном пункте. Она была сделана из фанеры, и населенные пункты на ней были обозначены лунками с лампочками:
«Я люблю ее рисунок –
Он на Африку похож.
Дайте свет – прозрачных лунок
На фанере не сочтешь».
Написанные в Воронеже стихотворения относятся к числу лучших лирических произведений поэта. Неслучайно, Анна Ахматова, приезжавшая к Осипу Эмильевичу в феврале 1936 года, отмечала: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен». Ссылка закончилась в мае 1937 года. В следующем году он был повторно арестован и погиб 27 декабря 1938 года в пересылочном лагере под Владивостоком.