РАССКАЗ О ВЫСТАВКЕ
В доме-музее И.С. Никитина открылась выставка «Записки сестры милосердия», посвященная 150 годовщине со дня рождения писательницы Елизаветы Митрофановны Милицыной. Она запечатлела в своих рассказах весь внешний бытовой уклад деревни и психологию различных крестьянских прослоек. Самая манера изображения сельской жизни у Милицыной характеризуется насыщенностью образов крестьянской речи и широко используется глубокое знание народной поэзии – заговоров, песен, сказок и пословиц.
Елизавета Милицына, в девичестве Разуваева, родилась 24 апреля 1869 года в городе Острогожске в семье приказчика. Родители не смогли дать дочери приличного образования. Когда исполнилось 20 лет, её выдали замуж за Каргина, управляющего одного из имений графа Толстого. Брак был не удачным и вскоре распался. В 1894 году Елизавета познакомилась с Алексеем Милицыным. Через некоторое время Елизавета и Николай стали жить вместе. В этом же году они уедут в Москву, где Елизавета Митрофановна начнёт писать рассказы. Стремление писательницы правдиво показать российскую действительность нашли живой отклик у Максима Горького. Он привлек ее к сотрудничеству с издательством «Знание», помог подготовить собрание сочинений. Горький писал Милицыной: «Мне кажется, я имею право видеть в лице Вашем серьезного сотрудника и ценную силу». Несколько позже он же называл ее «умным и стойким борцом за возрождение нашей страны».
В 1906 году Милицыны возвращаются в Воронеж, и в это же время Елизавета ездит по сёлам Воронежской губернии с целью поиска тем для новых очерков и рассказов. Первые два тома произведений Елизаветы Митрофановны увидели свет в 1910 году и были отмечены почетными отзывами Академии наук. Третий вышел в 1913-м, но читательская аудитория не смогла его оценить. Он подвергся цензурному аресту «за восстановление класса на класс в печати».
В годы Первой мировой войны Елизавета Милицына работала в одном из воронежских госпиталей. Судьбы раненых и общая трагедия страны нашли отражение в ее документально – художественном очерке «Записки сестры милосердия». Цензура запретила произведение, но с рукописью ознакомились многие, в том числе великая актриса Мария Ермолова. Известен ее отзыв: «Это удивительно хорошо. Но читать вслух это нельзя, над этим можно только рыдать…». Впервые данный очерк был опубликован только в 1998 году в воронежском журнале «Подъём».
Выставка состоит из разделов: «Елизавета Митрофановна Милицына (1869-1930)», «Записки сестры милосердия», «Культурное окружение Е.М. Милицыной». На ней представлены дореволюционные и советские книжные издания Елизаветы Милицыной: сборник рассказов издательства «Знание» (1910), «В плену» (1917), «Петля» (1926), «Миражи» (1926). Здесь же экспонируются уникальные фотографии писательницы, личные документы, письма, открытки видов Воронежа и Острогожска начала ХХ века, фотографии солдат Первой мировой войны, рукописные и машинописные автографы Милицыной «Записки сестры милосердия» (1916), «Без красного октября» (1920-е), «По сёлам ЦЧО с котомкой» (1920-е).
Вернисаж начался с выступления заведующей отделом Музея имени И.С. Никитина Ольги Уразовой. Она подчеркнула важность и значимость творческого наследия писательницы. Далее куратор выставки, старший научный сотрудник Руслан Солопенко провел презентационную экскурсию по выставке. Затем слово взял известный российский библиофил и краевед Олег Ласунский. Он рассказал увлекательную и интересную историю о жизни и творчестве Милицыной. Олег Григорьевич подчеркнул, что в творчестве писательницы «отразился гуманистический пафос сострадания к падшим, социальным низам, тяжёлой жизни крестьянства». Затем он ответил на многочисленные вопросы гостей вернисажа.
Выставку можно посетить в доме-музее И.С. Никитина до 15 марта 2020 года.
Руслан Солопенко,
старший научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина