Категорически не приняв революцию 1917 года И.А. Ильин и И.А. Бунин оказались в эмиграции с разницей в два года (1920 и 1922 гг. соответственно), и до конца своих жизней прожили за границей. Все это время они продолжали активно заниматься творческой деятельностью, став яркими представителями русской эмиграции. Прямой переписки между двумя Иванами не было, но то, что они внимательно следили за творческими жизнями друг друга — это факт.
Основными источниками об отношении Ильина к Бунину являются его публицистические работы: «Что такое искусство?», «Искусство и вкус толпы», «Одинокий художник», «Что такое художественность?», «Основы художественного» и в первую очередь «О тьме и просветлении», где Ильин разбирает творчество в том числе и Бунина, а также переписка с Иваном Шмелёвым. Третий Иван выступал важным звеном в этих отношениях — он лично знал Ивана Алексеевича, жил на его вилле «Жаннет» в Грассе, и после переезда они также встречались. Об этих встречах Шмелёв рассказывает Ильину. Еще одним камнем преткновения между писателями стала Нобелевская премия. Шмелёв сам отправлял свои работы профессору славянской литературы Зигурду Агреллю, который имел право рекомендовать русских авторов к награждению. С 1918 года фаворитами номинаций были трое: Марк Алданов (выдвигался на премию рекордные 13 раз), Дмитрий Мережковский и Иван Бунин. Имя Шмелёва прозвучало только раз и не в контексте возможных номинантов, а просто в ходе обсуждения.
Ильин в своих статьях сравнивает творение искусства с молитвой так, как и в том, и в другом случае человек обращает свой главный помысел адресату, но если молящемуся довольно того, что к нему прислушался Бог, то художнику важно, чтобы у него был читатель. Ильин называет эту ситуацию «художественной встречей», то есть появился человек, который сможет внемлить, и он становится не только читателем, но и соучастником творческого процесса. Залогом этой «встречи» становится готовность читателя соглашаться с автором и воспринимать «эстетическую материю».
Литературное творчество Ильин описывает как поиск писателем образов и слов для выражения главного помысла, и, если ему это удаётся, то получается художественное или даже художественно-совершенное произведение. Критериями для критика выступают «духовная глубина и художественный строй» и на этом основании он выносит обоснованное суждение о степени совершенства произведения. Художественный критик зачастую знает о писателе даже больше, чем он о себе сам. Ильин призывает не смешивать реальную биографию писателя с его творческой жизнью. Как пример, он приводит жизнь Льва Толстого и автобиографию Бунина «Цикады», относя ее к творческому акту, а не к личности писателя. В своих статьях Ильин часто ссылается на произведения других художественных критиков: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Л. Толстого. Его тексты изобилуют терминологией собственного сочинения, которую он иногда излишне подробно объясняет в статье «О чтении и критике», поэтому, прежде чем читать его критику необходимо ознакомиться с авторскими определениями.
Ивана Бунина Ильин причисляет к описателям привычной обстановки, телесности, художником внешнего опыта. При анализе творчества Бунина и Толстого, Ильин находит ряд сходств: оба писателя прекрасно знали мир чувственного, но если Толстой использует знание для более подробного раскрытия внутреннего опыта, то Бунин становится «художественным медиумом». Сцену из «Жизни Арсеньева», где герой романа, будучи мальчиком, убивает грача, Ильин рассматривает как пример насильственного акта, совершённого не человеком, а художником, так как Бунин в этот момент находился во власти инстинкта любопытства. Властью инстинкта Ильин объясняет его особую удачливость в описании природы и акцентирует, что средства выразительности имеют физиологический характер: зрительные, обонятельные, слуховые. Истоки даровитости писателя критик находит в особом ландшафте степей средней полосы России, близость к народу, а также многовековых традициях. Особым обстоятельством он выделяет удаленность от зацензуренного Петербурга и близость к патриархальной Москве.
Ильин называет Бунина «последним даром русской дворянской помещичьей усадьбы, дар России мировой культуре» и ставит его в один ряд с Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым, Баратынским, Тургеневым, Толстым. Причисляя его к классикам литературы, критик также противопоставляет творчества писателя и предреволюционных поэтов Блока, Белого, Маяковского, называя их «симптомами болезненности русского общества». Ильин отмечал, что в бунинских произведениях есть «крестьянская, всенародная стихия». Оригинальность и независимость мышления Бунина Ильин объясняет тем, что его жизнь в провинциальной усадьбе давала возможность не гнаться за чинами на службе, углубиться в мысли и иметь время на размышления, самому выбирать книги для чтения и тому подобному. Однако такое самообразование было вынужденным, как известно Бунина исключили за неуплату обучения в гимназии.
Творчество и философия Ивана Ильина вновь стала актуальна – его особый взгляд на русский народ и исторический путь России подчеркнул президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в 2024 г. В связи с этим важно обратить внимание на все интеллектуальное наследие Ильина – оно весьма обширно – и, особенно, на его анализ русской литературы, среди которой Иван Александрович особо выделял Ивана Бунина. И, хотя эти два замечательных культурных деятеля никогда лично не встречались, но точки их духовного соприкосновения весьма многочисленны.
Старший научный сотрудник
Музея имени И.С. Никитина
Валерия Гончарова
Наша справка
Иван Александрович Ильин (1883–1954) — русский философ, политический мыслитель и публицист. Несколько раз арестован за критику большевизма. В 1922 году был приговорён к смертной казни, которая была заменена высылкой из страны. В эмиграции стал одним из главных идеологов Белого движения, занимался антикоммунистической пропагандой. С 1923 по 1934 год служил профессором в Русском научном институте в Берлине. В 1938 году, опасаясь преследований со стороны нацистов, покинул Германию и переехал в Швейцарию, где прожил до самой смерти в декабре 1954 года.
Ильин указал пути выхода из духовного, политического, социально-экономического и культурного кризиса, охватившего современное человечество. Он выделил 7 вечных основ духовного бытия человека, пребывающих в нераздельном единстве: веру, любовь, свободу, совесть, семью, родину и нацию.