ВЫСТАВКА «И ЭТО ВСЁ О НЕЙ ОДНОЙ». ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА».

Посетителям выставки предлагается новый взгляд на творческий путь Дмитрия Веневитинова, Кондратия Рылеева, Дмитрия Бегичева, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Валентины Дмитриевой и Елизаветы Милицыной. Эти писатели и поэты, напрямую связанные с историей классической отечественной литературы XIX — начала XX столетия и литературным прошлым воронежского края, сумели запечатлеть женский образ и отразить его в своих произведениях.
Познакомиться с авторами галереи женских образов и типичными сюжетами произведений помогают реликвии из коллекции Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина. Это редкие книжные издания, журналы с первыми публикациями сочинений литераторов, личные вещи дворянок и мещанок Воронежа, а так же атрибуты женского крестьянского костюма Воронежской губернии XIX века, графические и акварельные работы художников Евгения Буковецкого, Григория Гончарова, Ксении Успенской. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и открытки.
Особенности создания литературного женского образа в первой трети XIX века раскрывает первый раздел экспозиции. Поэтическое наследие К.Рылеева и Д.Веневитинова в известной степени гимн женщине дворянского сословия. В стихах поэтов Рылеева «Нет тебя милей на свете…» (1818), «Извинение перед Н.М. Тевяшовой» (1818) и Веневитинова «К изображению Урании» (1827), «Волшебница! Как сладко пела ты» (1827), «К моей богине» (1826-1827) и других превосходно описаны девушки-дворянки, с их романтическими мечтаниями. Роман Дмитрия Бегичева «Семейство Холмских», написанного в 1832 году, можно рассматривать как энциклопедию несчастных браков, часто сопровождавших «дворянские гнёзда». Читатели вместе с автором анализировали причины семейных разладов и находили рецепты счастливого замужества, изучая «какие средства должны быть приняты к достижению возможного благополучия в супружеском состоянии».
Спустя полвека в обществе, а вместе с ним и в литературе, снова наметились перемены. На первое место выходит образ женщины мещанского и купеческого сословий. Поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин, будучи сами выходцами из мещанско-купеческой среды, очень хорошо понимали быт и нравы своего окружения по отношению к женщине. О женской доле, горемычной и незавидной — стихотворения «Мещанская любовь» (1829) А. Кольцова и «Уличная встреча» (1855) И. Никитина. А мастерски переданная история участи женщины-мещанки в поэме Никитина «Кулак» (1858) поведала о неравных браках, царивших тогда в России, о безропотном и почти рабском состоянии женщины, обязанной в одиночку умело вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.
Проходят годы. Россия второй половины XIX — начала XX века делает шаг к глобальным для страны реформам. В литературе — это время появления нового женского образа. Главными героинями стихов и рассказов становятся крестьянки, женщины разночинного происхождения, горожанки, стремящиеся получить образование и занять в обществе место наравне с мужчинами. Одними из самых видных литературных деятелей, описывающими трудную и драматичную жизнь таких женщин, были писательницы Валентина Дмитриева и Елизавета Милицына. В комплекс фондовых материалов выставки «И это все о ней одной» вошли повесть «Пчёлы жужжат» (1903). Дмитриевой и «Записки сестры милосердия» (1916) Милицыной, ярко иллюстрирующие типичные женские судьбы этого периода. Выставка продолжит свою работу до 16 августа.

Руслан Солопенко,
старший научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина.