СВЕТ ЗЕЛЁНОЙ ЛАМПЫ
Литературные клубы и салоны в ХIХ и начале ХХ веков имели особо важное значение в культурной жизни России. На своих встречах писатели и поэты, критики и драматурги, журналисты и общественные деятели не только слушали новые произведения в авторском исполнении, но и обсуждали актуальные вопросы культуры. Яркой страницей истории стало литературно-философское общество «Зелёная лампа» в доме Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус в Париже. Клуб сыграл заметную роль в жизни представителей первой волны эмиграции. Следуя культурным традициям России, в Музее И.А. Бунина проходят ежемесячные программы в лектории «Свет зелёной лампы» и проводятся встречи с воронежскими учёными, писателями и деятелями культуры. Посетителям предлагаются интересные темы для обсуждения. Связующей нитью дискуссий всегда становится разговор о преемственности русской культуры прошлого с современностью.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГОСТИНЫЕ
В первой половине XIX века музыкальный салон был одним из популярных светских развлечений. Ему была присуща открытость – посетить могли все, кто пожелает, вне зависимости от способности к творчеству. Такие собрания не предполагали застолья, танцев и карт, но выступали особой формой духовной жизни круга избранных. Здесь у постоянных участников вырабатывались представления о нормах литературного и музыкального творчества, формировался изысканный эстетический вкус и идеал. Не случайно, что именно салон оказал огромное влияние на развитие в России фортепианной музыки и особого лирического жанра — романса.
Сегодня в каминном зале Музея-усадьбы Д.В. Веневитинова, как и более полутора столетия назад, льётся музыка. В основе современных гостиных лежит литературный комментарий и театрализация. Музыкальные программы уникальны и делает их таковыми исполнение произведений из архива Веневитиновых, а также само звучание гитары и старинного рояля XIX века.
НА ПОСТОЯЛОМ ДВОРЕ ИВАНА НИКИТИНА
По четвергам в 18.00 в Доме-музее И. С. Никитина проходят творческие встречи объединённые названием «На постоялом дворе Ивана Никитина». Они призваны знакомить с произведениями и биографией современных писателей и поэтов Воронежа. Здесь регулярно происходят дискуссии о творческом наследии классиков русской и мировой литературы. Встречи в музее также дают возможность молодым авторам прочесть свои произведения широкой аудитории. А у посетителей появляется редкая перспектива узнать о талантливых литераторах нового поколения ещё до того, как авторы станут широко известны. Литературный музей регулярно внедряет новые форматы работы, поэтому каждый, кого интересует актуальная российская культура, обязательно найдёт здесь для себя что-то интересное.
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ежегодно рождается не менее 25 выставочных проектов. Большая часть временных экспозиций создаются для показа истории литературы и культурного наследия Воронежской области. Они размещаются на территориях шести подразделений литературного музея. Специфика организации выставок постоянно видоизменяется в зависимости от выбранного художественно-экспозиционного решения, при этом активно используются современные интерактивные приемы и инструменты для расширения визуальных возможностей музея.
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С.Я. МАРШАКА
«Маршак-центр» – это прекрасное место для семейного досуга. «Штаб-квартира» музейного образовательного центра находится в Доме Тюриных. Там создано пространство, где ребята получают новые знания во время увлекательных игр – путешествий, а взрослые могут с ними посоревноваться, вспомнив своё детство. Правило «Руками экспонаты не трогать» здесь не действует. Два зала оснащены игровыми модулями, где нужно что-то вращать, открывать, подбирать, приклеивать. Самуил Маршак считал, что в детстве познание окружающего мира неотделимо от игры. Опираясь на его идеи, постоянно разрабатываются новые и используются традиционные формы обучающего общения с детьми. Это театрализованные праздники, мастер-классы, интерактивные занятия и экскурсии, пешеходные прогулки и игры. Некоторые программы «Маршак-центра» имеют выездной формат. Они подготавливают воспитанников детских садов и учеников начальной школы к посещению литературного музея.