ВЫСТАВКА «БЕССМЕРТНЫЕ РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СТИХИ АЛЕКСЕЯ КОЛЬЦОВА»

Фото 1. «Ты не пой, соловей!» Музыка А. Варламова, слова А.В. Кольцова. Япония. Начало XX века.
Фото 2. «Я был у ней». Музыка С. Рахманинова, слова А. Кольцова. 1896.
Фото 3. «Так и рвется душа». Музыка М. Балакирева, слова А.В. Кольцова. СПб., 1859.
Фото 4. «Разлука». Музыка А. Гурилева, слова А. Кольцова. Воронеж, 1959.
Фото 5. «Жарко в небе солнце летнее». Музыка А. Гурилева, слова А. Кольцова. Москва, 1841.
Фото 6. «Я любила его». Музыка А. Варламова, слова А. Кольцова (№ 19). Издание М. Бернарда. Середина XIX в.
Фото 7. А.Г. Рубинштейн. Комплект открыток. Москва: «Планета», 1979.
Фото 8.. «Хуторок», обработка А. Титова, слова А.В. Кольцова. Воронеж, 1959.
Фото 9. «Так и рвется душа». Музыка Ц. Кюи, слова А. Кольцова. Москва, 1885.
Фото 10. «Ночь» (баллада). Музыка А.И. Дюбюка, слова А.В. Кольцова. Москва. 1888.
Фото 11. «The Rose enslaves the Nightingale [Пленился розой соловей]». Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А.В. Кольцова. Москва. Конец XIX — начало XX вв.
Фото 12. «Ах, зачем меня силой выдали». Музыка князя Н. Трубецкого, слова А. Кольцова, СПб. Вторая половина XIX в.
Фото 13. «Кольцо». Музыка А. Гурилева, слова А.В. Кольцова. Москва. Середина XIX в.
Фото 14. «Кольцо» (песня). Музыка Б. Федорова, слова А.В. Кольцова. Москва. Конец XIX — начало XX вв.
Фото 15. «Не скажу никому». Романс. Музыка А. Даргомыжского, сл. А. Кольцова. СПб, 1851.
Фото 16. «Кольцо». Музыка А. Корещенко, слова А.В. Кольцова. Москва. 1893.

Поэзия Алексея Кольцова привлекла внимание трёхсот композиторов, а всего на его стихи было создано семьсот песен и романсов. По числу стихотворений, положенных на музыку он занимает второе место после Александра Пушкина. Часть романсов стала народными песнями независимо от того, что у них есть автор. Яркими примерами этого служат «Ты не пой, соловей!» А.Е. Варламова, «Грусть девушки» А.Л. Гурилева, «Хуторок» Е.И. Оглоблина. На онлайн – выставке из фондов Музея имени И.С. Никитина представлены ноты музыкальных произведений исполняемых более 180 лет. Мы кратко расскажем об их авторах. (Фото 1).

ВДОХНОВЕННЫЙ ПОЭТ ЗВУКОВ

Именно так называли Сергея Васильевича Рахманинова все, кому было знакомо его исполнительское мастерство. Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. Как музыка – вдохновительница поэзии, так и поэзия – вдохновительница музыки». Композитор музыкой акцентировал в стихах своих любимых поэтов их глубокий смысл. К творчеству Алексея Кольцова он обратился 3 раза. Романс «Я был у ней» для голоса с фортепиано был создан в 1896 году и посвящен известному русскому композитору Юрию Сахновскому. (Фото 2)

МУЗЫКА МИЛИЯ БАЛАКИРЕВА

Композитор Милий Алексеевич Балакирев в 1855 году в Петербурге вместе с композиторами Ц. Кюи, М. Мусоргским, Н. Римским-Корсаковым и А. Бородиным организовал кружок «Новая русская музыкальная школа», впоследствии получившего название «Могучая кучка». Симфоническая музыка Балакирева в эти годы уже была известна в России и за рубежом. Самым обширным по количеству наследие Балакирева осталось в жанре романса на стихи поэтов А. Пушкина, А. Кольцова, М. Лермонтова, А. Фета. Их композитор писал в течение всей жизни, начиная с 1850-х годов. (Фото 3)

ВЫДАЮЩИЙСЯ ПО ДАРОВАНИЮ МАСТЕР

Александр Львович Гурилев вошел в историю русской музыки как автор лирических романсов. С юных лет играл в оркестре на скрипке и альте, позднее стал участником знаменитого квартета князя Н.Б. Голицына. Его романсы на стихи Алексея Кольцова стали очень популярны у всех сословий России еще при жизни поэта. Всего было опубликовано 90 романсов и 47 обработок песен Гурилева. Самые известные из них: «Разлука», «Жарко в небе солнце летнее», «Не шуми ты рожь», «Кольцо», «Грусть девушки», «Вам не понять моей печали». (Фото 4 и 5)

МУЗЫКЕ НУЖНА ДУША

Романсы и песни Александра Егоровича Варламова — яркая страница русской музыкальной культуры России. Его одаренность проявилась рано, и в 9 лет был принят певчим в Санкт-Петербургскую Придворную капеллу. Вскоре выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре. В 1832 году Варламова приглашают «композитором музыки» в Московский императорский театр. «Музыке нужна душа», — писал Варламов, — а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». Вот только несколько его известных романсов: «Красный сарафан» (Н.Г. Цыганов), «Вдоль по улице метелица метёт» (Д.П. Глебов), «На заре ты её не буди» (А.А. Фет), «Ты не пой, соловей» (А.В. Кольцов), «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов) (Фото 6)

МУЗЫКА БОЛЬШОГО МАСТЕРА

Антон Григорьевич Рубинштейн — одна из главных личностей русской культурной жизни второй половины XIX века. Гениальный пианист, композитор, создавший ряд значимых произведений, он был первым русским музыкантом, слава которого стала всемирной. Один из основателей Петербургской консерватории, автор целого ряда мелодий, которые и сейчас исполняются на сценах оперных театров. Композитором написано около 180 романсов, из них на слова Алексея Кольцова: «Пленившись розой, соловей», «Ах, зачем меня силой выдали…», «Дуют ветры, ветры буйные». (Фото 7).

ЗАБЫТЫЙ АВТОР

Знаменитая песня «Хуторок» Алексея Кольцова чаще всего называется народной. Но у музыки есть автор Евгений Иванович Оглоблин (псевдоним Климовский). Он окончил юридический факультет МГУ, затем поступил в консерваторский класс и был зачислен в театральную труппу Большого театра. Оглоблин очень хорошо играл на гитаре, замечательно пел, и не только арии, но также романсы и песни собственного сочинения. (Фото 8)

РОМАНСЫ ЦЕЗАРЯ КЮИ

Цезарь Антонович Кюи одним из первых русских критиков стал популяризировать отечественную музыкальную культуру в зарубежом. Его более чем 250 романсов отличаются выразительностью, изяществом, тонкостью вокального исполнения. На слова Алексея Кольцова Цезарь Кюи написал дуэт «Так и рвётся душа». (Фото 9)

СЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ АЛЕКСАНДРА ДЮБЮКА

Александр Иванович Дюбюк много лет являлся профессором Mосковской консерватории. Наиболее известные музыкальные произведения Дюбюка — это протяжные и плясовые песни на мотивы деревенской жизни. К их числу относятся и написанные на стихи Алексея Кольцова «Два прощания», «Ночь». (Фото 10).

ВОСТОЧНЫЙ КОЛОРИТ РУССКИХ СТИХОВ

Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых плодотворных русских композиторов-классиков. Он оставил огромный пласт творений: оперы, симфонические произведения и большое количество романсов. В стихотворении «Соловей» Алексея Кольцова Римский Корсаков уловил восточный колорит и дал название «Восточный романс» («Пленившись розой, соловей»). (Фото 11).

РОМАНС КНЯЗЯ ТРУБЕЦКОГО

Николай Петрович Трубецкой был председателем Российского музыкального общества, занимался организацией симфонических и квартетных концертов. Он имел отличный музыкальный слух, хорошо пел, играл на фортепьяно и сочинял музыку. Безусловно, в своем творчестве он не мог обойти поэзию популярного поэта. Да и кого не заставит задуматься строчка «Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу!» из стихотворения «Ах, зачем меня силой выдали!». (Фото 12)

КОЛЬЦО

Стихотворение «Кольцо» Алексея Кольцова поразило читателей своей самобытностью. Композиторы И. А. Рупин, Г. Я. Ломакин, А.Л. Гурилев, П. Булахов, А. С. Даргомыжский, А.Е. Варламов, С.В. Рахманинов, А. Н. Корещенко, Б. Федоров изумленные слогом поэта в разные годы на эти стихи напишут музыку (Фото 13 и 14).

КЛАССИК РУССКОГО РОМАНСА

Александр Сергеевич Даргомыжский был композитором вокальных произведений. В своем творчестве он обращался к лирике Алексея Кольцова на протяжении многих лет. Первыми сочинениями Даргомыжского на стихи поэта стали дуэт «Если встречусь с тобой» и вокальное трио «Приди ко мне». За ними последовали пять романсов. К лучшим вокальным произведениям Даргомыжского относится и романс «Не скажу никому». (Фото 15)

ФОРТЕПИАННЫЙ ГЕНИЙ

Композитор Арсений Николаевич Корещенко был верным продолжателем традиций П.И. Чайковского. Современники считали его фортепианным гением. Оперы Корещенко с большим успехом шли на сценах Мариинского и Большого театров до середины 1920-х годов. На сольных концертах композитор аккомпанировал многим выдающимся певцам, в их числе был Федор Шаляпин. На стихи Кольцова Корещенко написал романсы «Не весна тогда», «Кольцо». (Фото 16)