ИСТОРИЯ СТРАНЫ ВЕНЕВИЯ

Веневия

В последнее время достаточно популярным стало историческое фэнтези, как авторский прием, основанный на привязке сказочно-магической фантастики к реальному прошлому или его героям. Один из популярных методов — когда сюжет книги разворачивается в мире, “позаимствованном” из реальной истории — разумеется, с некоторыми изменениями. Надо сказать, что подобные смельчаки, готовые смешать причудливый эпос и пыль веков в изысканный фэнтезийный коктейль, появлялись и ранее. Таковым по существу является «История Веневии», датированная 1861 годом; ее автор – выходец из потомственных дворян Воронежской губернии, владелец усадьбы в с. Новоживотинное Михаил Алексеевич Веневитинов (1844–1901).

Михаил Веневитинов появился на свет 25 февраля (8 марта) 1844 г. Он получил прекрасное домашнее образование. Увлечение чтением исторических трактатов со временем стало основным способом его самообразования. В рукописном отделе РГБ сохранились ученические тетради М.А. Веневитинова, начиная с 1857 года. В заглавиях документов встречаются серьезные исторические труды, которые изучал будущий ученый. Среди них: переводы Тита Ливия «Война римлян с самнитами», из трудов римского историка Гай Саллюстия Криспа, «Записки по русской истории» (из соч. Бантыш-Каменского).

«История Веневии» в рукописи обозначена как «шуточное произведение». Основу его составляет краткое описание Веневии на десяти тетрадных листах; к нему прилагается алфавит веневитской письменности, два поэтических произведения — «Песнь IV и V» (гимн Веневии), схема битвы веневитян с племенем владским и три карты страны Веневии (две из них в цвете).

Если попытаться определить жанр данного произведения, то оно ближе всего к фэнтези псевдоисторическому, где на основе реальной эпохи создается полностью иной мир. В нашем случае трудно точно выделить конкретное событие или исторический период реального мира, ставшего основой выдуманной Веневии. Точно также представляется сложным найти у всех мало-мальски заметных персонажей реальные прототипы. Внешне мир Веневитинова сильно напоминает Европу раннего средневековья, но это лишь видимость, ибо найти исторические аналоги Веневии достаточно сложно. Скорее всего, авторский мир создавался путем соединения нескольких стран и народов. Здесь просматриваются и события бурной византийской истории, щедро эксплуатируется богатейшая летопись великой Римской империи поздних периодов, переигрываются те или иные эпизоды исторического пути славянских народов.

«Историю Веневии» вряд ли можно назвать подробным и скрупулезно выписанным псевдоисторическим миром. Перед нами небольшая эпопея, события которой разворачиваются на протяжении нескольких лет, начиная с 844 и заканчивая 859 годом. В центре сюжета — судьбы правителей: Эрнест-первый Слабый, родом германец; Анна — царица Марийская; Илья первый, прозванный Илюша — родом скиф; Константин первый Багрянородный, а также многочисленные сенаторы с вполне говорящими прозваниями: Никита Зуйка-Струйка, Борода и Нос, Голошейкина, Иван Карлик, Николай Весёленький, Канарейка и другие. События развиваются в различных локациях — это либо столица вымышленного царства Ксенополь, либо величественные крепости Арксальта, Сикалия, Рубустум или его задворки — озеро Аптечное, Пустыня мрака. Магия в этих мирах никак не прописана, есть лишь фрагменты классической античной мифологии: это боги Юпитер и Юнона, которые придают легитимность тому или иному правителю. С римским периодом связано появление провинции Эрмитаж, где (согласуясь с этимологией) в длинной и низкой пещере живет пустынник, который периодически из нее выходит, «чтобы дать благословение народу»…

Автограф произведения хранится в рукописном отделе Российской государственной библиотеки, карта Веневии представлена в экспозиции музея-усадьбы.

По мотивам произведения была создана и проводится в музее-усадьбе Д.В. Веневитинова квест-игра. О ней можно прочитать тут

Виктор Коровин,
заведующий научным отделом
Музея имени И.С. Никитина