МИХАИЛ ВЕНЕВИТИНОВ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И КОМПОЗИТОР

Михаил Веневитинов

Михаил Алексеевич Веневитинов, как музыкальный деятель, внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры не только Воронежа, но и России. В 1868 году Михаил  Алексеевич оканчивает Петербургский университет и следует на службу в Воронеж, где назначается старшим чиновником для особых поручений и заведующим канцелярии при воронежском губернаторе князе В. А. Трубецком. В декабре этого же года  состоялось официальное открытие Воронежского отделения  Императорского Русского музыкального общества (далее — ИРМО). В течение трех лет с 1868 по 1871 Михаил Алексеевич состоял в дирекции отделения, инициатором открытия которого являлся меценат, пианист и скрипач Андриан Мазаракий. Вот описание программы одного из  концертов ИРМО, составленное Михаилом Алексеевичем 1 февраля 1870 года: «Второе по порядку собрание музыкального общества началось симфонией g-moll Моцарта, исполненной оркестром весьма удовлетворительно, кроме довольно трудного andante, где духовые инструменты несколько слабые и качеством, и числом, раза два не совсем попадали в такт. Затем пропет был хор «Русалки» А. Рубинштейна, любимый здешнею публикой с прошлого года. Но тогда он исполнялся с аккомпанементом одного фортепиано, а теперь его дали в полной и хоровой партии с двумя соло фортепиано и голоса. Это последнее соло было пропето Л. В. Савельевой. Затем А. С. Мазаракий с аккомпанементом оркестра сыграл на фортепиано очень блестящую серенаду и allegro grazioso Мендельсона Бартольди» (РГБ РО. Ф. 48).

Пребывая в Воронежской губернии, Веневитинов поддерживал связи со многими известными музыкальными деятелями. Добрые дружеские отношения связывали его с директором Московской консерватории Николаем Рубинштейном — пианистом и дирижером, организатором Императорского русского музыкального общества в Москве. В январе 1869 года Михаил Алексеевич вместе с Борисом Чичериным организовал концерт Рубинштейна в Воронеже. В 1889 году в журнале «Русская старина» Михаил Алексеевич помещает превосходную акварель художника Петра Соколова — портрет братьев Антона и Николая Рубинштейнов из хранившегося в семейном архиве альбома Виельгорских. Михаил Алексеевич поддерживал отношения и с Германом Столлем, чья семья в будущем подарит миру музыкантов Ростроповичей. Герман Фридрихович был городским врачом и музыкантом — любителем, не представлял свою жизнь без музыки. Дочери Столля пели в хоре воронежского отделения РМО.

В период пребывания М. А. Веневитинова в Воронеже 16 марта 1872 года состоялся концерт известного скрипача Генриха Венявского. В 1860-1872-х годах он был придворным солистом, профессором Петербургской консерватории. В 1879 году Воронеж посетили с гастролями Модест Петрович Мусоргский и оперная певица Дарья Леонова, ученица Михаила Глинки. В программе звучали арии из опер и  романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, в том числе Мусоргского на стихи Кольцова («По над Доном», «Пирушка», «Много есть у меня», «Дуют ветры»). В том же 1879 году в город приехали два талантливых пианиста — Витольд  Ростропович и Михаил Гамбург.  С 1889 по 1895 годы Витольд Ганнибалович Ростропович преподавал в мужской гимназии, редактировал и издавал фортепианный сборник «Репертуар юного пианиста». Михаил Климентьевич Гамбург открыл Музыкальные классы, помимо игры на фортепиано, в них преподавались игра на скрипке и сольное пение. Вскоре в 1882 году классы были взяты под покровительство Петербургским отделением ИРМО, и стали в Воронеже первым музыкально-профессиональным учебным заведением.

Неудивительно, что М. А. Веневитинов страстно интересовался музыкой, ведь он является внуком графа Михаила Юрьевича Виельгорского — музыкального деятеля и композитора.  Мальчик с ранних лет воспитывался  на лучших образцах классической музыки, исполняемой в музыкальном салоне Виельгорских, где почти каждую неделю устраивались приемы в честь приезжих знаменитостей. Летом 1839 года в Риме Михаил Юрьевич Виельгорский впервые познакомился с Листом и показал ему несколько сцен из своей оперы  «Цыгане». В журнале «Русская старина» за 1886 год Михаил Алексеевич Веневитинов опубликовал статью «Франц Лист и граф Мих. Юрьевич Виельгорский в 1839 г.», написанную им 14 сентября 1886 года. Автор пишет: «Занимаясь разбором семейных бумаг, я имел случай встретиться с документом, получающим в настоящее время особенное значение в связи с недавней кончиною великого музыканта, Франца Листа. Это письмо моего деда графа М. Ю. Виельгорского, в котором он описывает первое свое знакомство с Листом».

В зрелом возрасте Михаил Веневитинов пробует свои силы в композиторском деле, причем  в разных жанрах. Он автор ряда романсов, фортепианных пьес, неоконченной оперы «Ундина», а также был известен как оперный либреттист. Уникальные музыкальные автографы Михаила Алексеевича хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Мою нотную коллекцию недавно пополнили пьеса и краковяк для четырехручного исполнения, пять вальсов этого удивительного музыканта.  Несколько  композиций исполняются на музыкальных гостиных музея-усадьбы Д.В. Веневитинова.

Юлия Хмылева,
старший научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина

Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies, которые применяются для повышения качества рекомендаций согласно Политике. Отказаться от cookies, можно через настройки Вашего браузера.

Согласен