МИХАИЛ ВЕНЕВИТИНОВ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И КОМПОЗИТОР

Михаил Веневитинов

Михаил Алексеевич Веневитинов, как музыкальный деятель, внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры не только Воронежа, но и России. В 1868 году Михаил  Алексеевич оканчивает Петербургский университет и следует на службу в Воронеж, где назначается старшим чиновником для особых поручений и заведующим канцелярии при воронежском губернаторе князе В. А. Трубецком. В декабре этого же года  состоялось официальное открытие Воронежского отделения  Императорского Русского музыкального общества (далее — ИРМО). В течение трех лет с 1868 по 1871 Михаил Алексеевич состоял в дирекции отделения, инициатором открытия которого являлся меценат, пианист и скрипач Андриан Мазаракий. Вот описание программы одного из  концертов ИРМО, составленное Михаилом Алексеевичем 1 февраля 1870 года: «Второе по порядку собрание музыкального общества началось симфонией g-moll Моцарта, исполненной оркестром весьма удовлетворительно, кроме довольно трудного andante, где духовые инструменты несколько слабые и качеством, и числом, раза два не совсем попадали в такт. Затем пропет был хор «Русалки» А. Рубинштейна, любимый здешнею публикой с прошлого года. Но тогда он исполнялся с аккомпанементом одного фортепиано, а теперь его дали в полной и хоровой партии с двумя соло фортепиано и голоса. Это последнее соло было пропето Л. В. Савельевой. Затем А. С. Мазаракий с аккомпанементом оркестра сыграл на фортепиано очень блестящую серенаду и allegro grazioso Мендельсона Бартольди» (РГБ РО. Ф. 48).

Пребывая в Воронежской губернии, Веневитинов поддерживал связи со многими известными музыкальными деятелями. Добрые дружеские отношения связывали его с директором Московской консерватории Николаем Рубинштейном — пианистом и дирижером, организатором Императорского русского музыкального общества в Москве. В январе 1869 года Михаил Алексеевич вместе с Борисом Чичериным организовал концерт Рубинштейна в Воронеже. В 1889 году в журнале «Русская старина» Михаил Алексеевич помещает превосходную акварель художника Петра Соколова — портрет братьев Антона и Николая Рубинштейнов из хранившегося в семейном архиве альбома Виельгорских. Михаил Алексеевич поддерживал отношения и с Германом Столлем, чья семья в будущем подарит миру музыкантов Ростроповичей. Герман Фридрихович был городским врачом и музыкантом — любителем, не представлял свою жизнь без музыки. Дочери Столля пели в хоре воронежского отделения РМО.

В период пребывания М. А. Веневитинова в Воронеже 16 марта 1872 года состоялся концерт известного скрипача Генриха Венявского. В 1860-1872-х годах он был придворным солистом, профессором Петербургской консерватории. В 1879 году Воронеж посетили с гастролями Модест Петрович Мусоргский и оперная певица Дарья Леонова, ученица Михаила Глинки. В программе звучали арии из опер и  романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, в том числе Мусоргского на стихи Кольцова («По над Доном», «Пирушка», «Много есть у меня», «Дуют ветры»). В том же 1879 году в город приехали два талантливых пианиста — Витольд  Ростропович и Михаил Гамбург.  С 1889 по 1895 годы Витольд Ганнибалович Ростропович преподавал в мужской гимназии, редактировал и издавал фортепианный сборник «Репертуар юного пианиста». Михаил Климентьевич Гамбург открыл Музыкальные классы, помимо игры на фортепиано, в них преподавались игра на скрипке и сольное пение. Вскоре в 1882 году классы были взяты под покровительство Петербургским отделением ИРМО, и стали в Воронеже первым музыкально-профессиональным учебным заведением.

Неудивительно, что М. А. Веневитинов страстно интересовался музыкой, ведь он является внуком графа Михаила Юрьевича Виельгорского — музыкального деятеля и композитора.  Мальчик с ранних лет воспитывался  на лучших образцах классической музыки, исполняемой в музыкальном салоне Виельгорских, где почти каждую неделю устраивались приемы в честь приезжих знаменитостей. Летом 1839 года в Риме Михаил Юрьевич Виельгорский впервые познакомился с Листом и показал ему несколько сцен из своей оперы  «Цыгане». В журнале «Русская старина» за 1886 год Михаил Алексеевич Веневитинов опубликовал статью «Франц Лист и граф Мих. Юрьевич Виельгорский в 1839 г.», написанную им 14 сентября 1886 года. Автор пишет: «Занимаясь разбором семейных бумаг, я имел случай встретиться с документом, получающим в настоящее время особенное значение в связи с недавней кончиною великого музыканта, Франца Листа. Это письмо моего деда графа М. Ю. Виельгорского, в котором он описывает первое свое знакомство с Листом».

В зрелом возрасте Михаил Веневитинов пробует свои силы в композиторском деле, причем  в разных жанрах. Он автор ряда романсов, фортепианных пьес, неоконченной оперы «Ундина», а также был известен как оперный либреттист. Уникальные музыкальные автографы Михаила Алексеевича хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Мою нотную коллекцию недавно пополнили пьеса и краковяк для четырехручного исполнения, пять вальсов этого удивительного музыканта.  Несколько  композиций исполняются на музыкальных гостиных музея-усадьбы Д.В. Веневитинова.

Юлия Хмылева,
старший научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина