МУЗЫКА ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ. ПИСЬМА С СЕВЕРА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА ВЕНЕВИТИНОВА.

Воркутлаг

В истории дворянского рода Веневитиновых прослеживаются родственные связи со многими известными людьми, в том числе, связанными с отечественной музыкальной культурой. Последний владелец усадьбы в с. Новоживотинное Алексей Владимирович Веневитинов был женат в первом браке на Татьяне Анатольевне, племяннице композитора Петра Ильича Чайковского. С 1897 года семья Чайковских обосновалась в Петербурге, где Анатолий Ильич был назначен тайным советником внутренних дел. В эти годы в столице проживали и Веневитиновы – вдова Эмилия Ивановна (в девичестве Боровская) с детьми. Покойный ее муж Владимир Алексеевич приходился племянником поэту Дмитрию Веневитинову. Один из сыновей Владимира и Эмилии – Алексей родился в 1875 году. В возрасте 21 года он закончил Александровский лицей в Петербурге, а затем предпочел сделать карьеру дипломата. В 1904 году Алексей познакомился в столице с Татьяной Анатольевной Чайковской; в 1905 году в семье Веневитиновых родился первенец – сын Владимир, которого родители с любовью называли Мирок. В 1907 году появилась на свет дочь Елена, а в 1908 году – Аполлинария.

Правнучатый племянник композитора – Лев Георгиевич Давыдов, внук директора и хранителя музея П.И. Чайковского в городе Клин Юрия Львовича Давыдова, поделился уникальной информацией. Он подтвердил, что Алексей Владимирович и Татьяна Анатольевна развелись в 1909 году, их сын Владимир (Мирок) в годы Гражданской войны эмигрировал с бабушкой, матерью и сестрой Аполлинарией (сестра Елена умерла в Анапе в 1917 году в возрасте 10 лет). После окончания Второй мировой войны Владимир был репатриирован и арестован, в 1952 году он отбывал срок в Воркутлаге.

По просьбе музея-усадьбы Д.В. Веневитинова научные сотрудники музея в Клину отыскали в своем архиве письма  Владимира Веневитинова в количестве 43 штук, датируемые 1946–1952 годами. Письма адресованы Юрию Львовичу Давыдову – сыну Александры Ильиничны, сестры Петра Ильича Чайковского. Первое письмо было написано Владимиром из г. Молотовск Архангельской области. Из письма мы узнаем, что в декабре 1945 года Владимир сидел в тюрьме в Риге: «Написал  я тебе первый раз в июне, после того, что бабушка сообщила мне из Парижа, что ты назначен хранителем музея дяди Пети Чайковского. От бабушки я с тех пор не получил известий, также и от Мама, хотя писал им много раз… Буду бесконечно благодарен, если пришлешь мне маленькую посылочку: сухарей, табаку, луку, чесноку и немного жиров, если возможно, меня совершенно обокрали – остался без одежды. Если найдется у тебя какое-нибудь старье, в смысле обуви и одежды – будь добр, пришли».

Затем Владимира переводят в категорию инвалидов, и в письме от 8 ноября 1948 года он уже пишет из с. Ново-Ивановка Кемеровской области: «Ввиду плохого состояния моего здоровья и зрения, я сделался совершенно беспомощным. Особенно, с наступлением темноты, мне даже трудно передвигаться на близком расстоянии. Постоянно не узнаю людей, отчего происходят разные недоразумения. Сердце все еще не в порядке, слабость и головокружения». Далее Владимир высылает парижский рецепт очков и просит их заказать.

Из письма от 4 декабря 1948 года мы узнаем обстоятельства его заточения: «Возможно, что я приму участие в качестве певца в здешней музыкально-театральной труппе, что было бы для меня большим утешением. Ведь я в течение нескольких лет учился пению, и между прочим исполнял много романсов дяди Пети, а также арий Гремина из «Пиковой дамы», Томского и др.»

В своих письмах Владимир часто вспоминает Клин; например, в письме от 8 октября 1946 года он пишет: «Буду счастлив получить от тебя известие, дорогой дядя, из милого Клина, который так дорог мне по детским воспоминаниям!.. Не забудь прислать фотографии, твою и кузин, а также старые газеты и книгу дяди Моди о жизни дяди Пети. А также. Что-нибудь из твоих трудов». Дядя Модя – это Модест Ильич Чайковский (1850 – 1916), родной брат Петра Ильича Чайковского, инициатор и организатор музея Чайковского в г. Клин.

В письмах находим упоминания и о матери – Татьяне Анатольевне и бабушке – Прасковье Владимировне. Первая живет в Париже в доме отдыха для престарелых, мать – в Англии. Владимир мечтает о костюме для выступлений в самодеятельности и просит маму прислать ношеные вещи отчима Феликса Кросса – мужа Татьяны Анатольевны в третьем браке.

В лагере Владимир общался с удивительным человеком – Борисом Федоровичем Болховским – потомком князей древнего рода, мастером художественного слова в Ленинградской филармонии. Болховской попал в плен во время гастролей в прифронтовой полосе, там он выступал перед пленными со стихами Гейне, Пушкина и других поэтов. Затем ему помогли бежать участники французского Сопротивления, он попал в Данию, где и пережидал войну у знаменитого князя Юсупова, пока его не выдали советской стороне. Из письма от 18 марта 1951 года из г. Тайшета:                                                        «Работаю в художественной самодеятельности. Работы много. Готовимся к очередной постановке. Меня используют как в качестве певца, так и в качестве актера. Наш руководитель Борис Федорович Болховской, с которым ты встречался в 1941 году в Ленинграде у В. С. Рейх, шлет тебе привет».

Со слов Льва Давыдова, никто из семьи Чайковских не знает, при каких обстоятельствах умер Владимир Веневитинов. Судя по году смерти – 1957, можно предположить, что он скончался в лагере и был похоронен в безымянной могиле. В списках погребенных на знаменитом Демьяновском кладбище в городе  Клин он не значится.

Юлия Владимировна Хмылева,
ст. научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина