ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Книги Платонова

Первые юношеские стихотворения и рассказы Андрея Платонова связаны с родными местами писателя – Ямской слободой, где прошло его детство, полем и уходящей вдаль дорогой, ставшей одним из главных символов платоновской прозы. С детских лет у Платонова было ощущение родственности всему, что окружало его в жизни.

Я родня траве и зверю
И сгорающей звезде,
Твоему дыханью верю
И вечерней высоте. (1921)

Человек – цветущее растение
Человек – певучая звезда,
И весь мир есть пение весеннее,
Говорливая вечерняя вода (1922)

Важную роль в творчестве Андрея Платонова играет образ Солнца. В раннем рассказе писателя «Странники» солнце – это большой костер, согревающий людей и днем, и ночью. В повести «Впрок», написанной в 1930-м году, появляется электрическое солнце, представляющее собой деревянный диск со «стосвечовыми полуваттными» лампами. Эта конструкция придумана работниками колхоза «Доброе начало», чтобы «не было пасмурности», когда настоящее солнце скрывается за облаками. В романе «Чевенгур» создан утопический «город Солнца» — место, где уже построен коммунизм. Он должен «положить конец движению несчастья в жизни», а солнце в этом городе – «единственный труженик».
Солнце – символ упорядоченной, надежной жизни, если оно прячется за облаками, то в мир приходит хаос. Его своим защитником считает мальчик из рассказа «Никита»:
«Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.
– Там житель в бочке живет? – сказал Никита, смотря на небо.
Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.
– Дедушка, иди опять к нам жить!
Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; Никита подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери».
Еще один важный символ платоновского пейзажа – звезда. Звезда в творчестве Андрея Платонова символизирует далекую и почти недостижимую мечту. Этот образ встречается наиболее часто в ранних стихотворениях Платонова.

И человек задумчиво поет,
Он ждет веками дальнюю звезду,
Себе гнезда он в мире не совьет,
И любит сердце высоту. (1920)

Свежеет. Над тишью степною
В безветрии тлеет звезда,
И светится ею одною
Холодная неба вода. (1918)

Звезды вечером поют над океаном,
Матерь Бесконечность слушает одна.
Наклонился к миру месяц-странник,
И душа моя ему видна.
О, прохладные вечерние дороги
И дыханье, музыка моя!..
Песня в поле жалуется долго,
Плачут звездами небесные края. (1921)

Один из любимых символов Андрея Платонова – ветер. Это то, что вносит в жизнь изменение, оживляет поле и дальний лес, символизирует родство и поддержку природы.

Ветер теплый, как ладони мамы,
Ходит тихо по траве,
Голубыми льнет ко мне губами,
Не умру я на земле вовек. (1922)

В пейзаже, где все скованно холодом, лишь ветер противостоит вечной зиме:

Вся деревня в снегу,
И река подо льдом,
На промерзшем лугу
Ходит ветер огнем.
Уходили века,
Нивы ждали весны…
Но тропа далека
До зеленой сосны… (1918)

Наравне с ветром, пейзаж у Платонова оживляет одинокий странник, уходящий вечером вдаль по полевой дороге. Рядом с Ямской слободой проходила дорога на город Задонск, и по ней каждый день шли богомольцы поклониться мощам святого Тихона Задонского. Они останавливались в поселке, делились воспоминаниями о своих странствиях. Их рассказы с детства завораживали Андрея Платонова. В его произведениях существенную роль играет образ странника. Он ищет смысл жизни, не только своей собственной, но и всеобщей.

Тих под пустынею звездною
Странника избранный путь,
В даль, до конца неизвестную,
Белые крылья влекут. (1920)

Так, знакомые с детства образы, являвшиеся средоточием всего, что было очень дорого Андрею Платонову и составляло духовную основу его жизни, перешли в виде образов-символов во все его произведения.

Ольга Дворядкина
главный научный сотрудник
Музея имени И.С. Никитина

Познакомиться с музейной коллекцией материалов об Андрее Платонове можно здесь

Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies, которые применяются для повышения качества рекомендаций согласно Политике. Отказаться от cookies, можно через настройки Вашего браузера.

Согласен