ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Книги Платонова

Первые юношеские стихотворения и рассказы Андрея Платонова связаны с родными местами писателя – Ямской слободой, где прошло его детство, полем и уходящей вдаль дорогой, ставшей одним из главных символов платоновской прозы. С детских лет у Платонова было ощущение родственности всему, что окружало его в жизни.

Я родня траве и зверю
И сгорающей звезде,
Твоему дыханью верю
И вечерней высоте. (1921)

Человек – цветущее растение
Человек – певучая звезда,
И весь мир есть пение весеннее,
Говорливая вечерняя вода (1922)

Важную роль в творчестве Андрея Платонова играет образ Солнца. В раннем рассказе писателя «Странники» солнце – это большой костер, согревающий людей и днем, и ночью. В повести «Впрок», написанной в 1930-м году, появляется электрическое солнце, представляющее собой деревянный диск со «стосвечовыми полуваттными» лампами. Эта конструкция придумана работниками колхоза «Доброе начало», чтобы «не было пасмурности», когда настоящее солнце скрывается за облаками. В романе «Чевенгур» создан утопический «город Солнца» — место, где уже построен коммунизм. Он должен «положить конец движению несчастья в жизни», а солнце в этом городе – «единственный труженик».
Солнце – символ упорядоченной, надежной жизни, если оно прячется за облаками, то в мир приходит хаос. Его своим защитником считает мальчик из рассказа «Никита»:
«Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.
– Там житель в бочке живет? – сказал Никита, смотря на небо.
Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.
– Дедушка, иди опять к нам жить!
Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; Никита подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери».
Еще один важный символ платоновского пейзажа – звезда. Звезда в творчестве Андрея Платонова символизирует далекую и почти недостижимую мечту. Этот образ встречается наиболее часто в ранних стихотворениях Платонова.

И человек задумчиво поет,
Он ждет веками дальнюю звезду,
Себе гнезда он в мире не совьет,
И любит сердце высоту. (1920)

Свежеет. Над тишью степною
В безветрии тлеет звезда,
И светится ею одною
Холодная неба вода. (1918)

Звезды вечером поют над океаном,
Матерь Бесконечность слушает одна.
Наклонился к миру месяц-странник,
И душа моя ему видна.
О, прохладные вечерние дороги
И дыханье, музыка моя!..
Песня в поле жалуется долго,
Плачут звездами небесные края. (1921)

Один из любимых символов Андрея Платонова – ветер. Это то, что вносит в жизнь изменение, оживляет поле и дальний лес, символизирует родство и поддержку природы.

Ветер теплый, как ладони мамы,
Ходит тихо по траве,
Голубыми льнет ко мне губами,
Не умру я на земле вовек. (1922)

В пейзаже, где все скованно холодом, лишь ветер противостоит вечной зиме:

Вся деревня в снегу,
И река подо льдом,
На промерзшем лугу
Ходит ветер огнем.
Уходили века,
Нивы ждали весны…
Но тропа далека
До зеленой сосны… (1918)

Наравне с ветром, пейзаж у Платонова оживляет одинокий странник, уходящий вечером вдаль по полевой дороге. Рядом с Ямской слободой проходила дорога на город Задонск, и по ней каждый день шли богомольцы поклониться мощам святого Тихона Задонского. Они останавливались в поселке, делились воспоминаниями о своих странствиях. Их рассказы с детства завораживали Андрея Платонова. В его произведениях существенную роль играет образ странника. Он ищет смысл жизни, не только своей собственной, но и всеобщей.

Тих под пустынею звездною
Странника избранный путь,
В даль, до конца неизвестную,
Белые крылья влекут. (1920)

Так, знакомые с детства образы, являвшиеся средоточием всего, что было очень дорого Андрею Платонову и составляло духовную основу его жизни, перешли в виде образов-символов во все его произведения.

Ольга Дворядкина
главный научный сотрудник
Музея имени И.С. Никитина

Познакомиться с музейной коллекцией материалов об Андрее Платонове можно здесь