С 1870-х годов в Петербурге наибольшую известность получили инструменты фабрики Карла Шрёдера. «C. M. Schröder» – российская фортепианная фабрика, основанная в Петербурге в 1818 году уроженцем Саксонии Иоганном Фридрихом Шредером. Первоначально она представляла собой небольшую кустарную мастерскую, где делали прямоугольные фортепиано. Изделия Шредера были доброкачественны и надёжны, что принесло их создателю популярность в столице. Шредер быстро расширял дело. На углу Большой Мещанской и Вознесенского проспекта (ныне проспект Майорова) он купил участок, где и было построено здание фабрики и открыт магазин по реализации выпускаемого товара. В 1852 году, после смерти И. Ф. Шредера, предприятие перешло к сыну – Карлу Ивановичу, которому удалось значительно увеличить производство и улучшить качество выпускаемых инструментов. В 1862 году он первым в России начал ставить в рояли литые чугунные рамы. Для некоторых своих моделей Карл Шрёдер использовал американскую конструкцию цельногнутых корпусов, более совершенную систему механизма, устройство «дискантного колокольчика» для улучшения тембра верхнего регистра, систему перекрестных струн и многие другие нововведения. Он выписывал лучших мастеров и специалистов из-за границы, а своим сыновьям Карлу и Иоганну предоставил возможность досконально изучить современное фортепианное производство в странах Европы. Инструменты Шредера начали приобретать все большую известность – сначала в Петербурге, на внутреннем, а затем и на международном рынке. Но подлинного признания инструменты Шредера удостоились на Петербургской промышленной выставке в 1870 году. Фирма получила на ней высшую награду – Государственный герб. Эксперты отмечали: «Самым лучшим из всех роялей, находящихся на выставке, бесспорно, признан концертный рояль здешнего петербургского фабриканта г. Шредера как по солидности и тщательности работы, так и за ровное эластичное туше и за необыкновенно полный, певучий, ровный тон во всех регистрах. Рояль г. Шредера сделан по американской системе, которая на последней Парижской выставке признана наилучшей; инструменты этого экспоната отличаются той отчетливостью фабрикации, которую мы находим только в роялях двух знаменитых лондонских фабрик Бродвуда и Коларда. Жаль, что г. Шредер не выставил своих маленьких роялей, которые отличаются своею прочностью и замечательно приятным тоном».
С 1880 года фирма Шредера являлась поставщиком Двора Его Величества Императора Всероссийского и обладателем высшего знака качества. В 1898 году рояль Шрёдера был подарен Императором Николаем II своей супруге Александре Фёдоровне. Другой «шредеровский» рояль – под номером 6701 принадлежал русскому композитору Л. П. Бородину и хранится сейчас в музее Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В каминном зале музея-усадьбы Д. Веневитинова находится рояль фирмы «Шрёдер» под номером 17621, год его изготовления ориентировочно 1899-1900 гг.
К 50-летию музыкальной деятельности композитора, пианиста, дирижёра и основателя первой консерватории в Санкт-Петербурге А. Г. Рубинштейна владелец фирмы объявил о решении ежегодно преподносить в дар рояль лучшему выпускнику Петербургской консерватории. Такой конкурс, получивший имя А. Г. Рубинштейна, проводился регулярно с 1890 года, вплоть до начала первой мировой войны. В 1914 году памятный рояль был вручен выпускнику консерватории композитору, пианисту и дирижёру С. Прокофьеву, который, как и многие его коллеги, очень высоко ценил качество звука инструмента. Кроме того, эти рояли отличала безукоризненность отделки, относительная легкость клавиатуры, яркий и певучий тон.
Елена Гладких,
младший научный сотрудник
Музея имени И.С. Никитина
Подробно об экспозиции музея-усадьбы Д.В. Веневитинова можно прочитать здесь