Фото 1. Первое издание на русском языке. А. Радклиф «Юлия или подземелье Мадзини» Москва, 1802.
Фото 2. Сочинения Карамзина. Том 5. Москва, 1820 (На 7 с. печать библиотеки 25-го пехотного Смоленского полка).
Фото 3. Печать библиотеки 25-го пехотного Смоленского полка
Фото 4. Сочинения Василия Жуковского. Ч. IV. Опыты в прозе. Москва, 1818
Фото 5 Портрет В.А. Жуковского. Литография. 1902 г.
Фото 6. М. Загоскин. «Рославлев или русские в 1812 году». Часть IV. Москва, 1831.
Фото 7. М. Загоскин «Собрание сочинений М. Загоскина», том 12, 1901.
Фото 8. Портрет А. Марлинского, литография, 1890.
Фото 9. Н.Г. Гольц. Иллюстрация к повести А. Погорельского «Лефортовская маковница». 1975.
Фото 10. Колода карт. Будапешт: Piatnik Nandor es Fiai. Начало XX в.
Фото 11. «Альманах на 1838 год» (начало публикации цикла повестей В.Ф. Одоевского «Записки гробовщика»).
Фото 12. Портрет Евдокии Ростопчиной из книги «Сочинения графини Е.П. Ростопчиной». Санкт-Петербург, 1890.
Фото 13 Репродукция цветная. Портрет М.Ю. Лермонтова.
Фото 14 «Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова», том 4, 1896.
Первые фантастические произведения русских писателей появились в 1790-е годы как ответ на увлечения «романом тайн и ужасов» или готикой. Королевой жанра современники считали английскую писательницу Анну Радклиф. Её стиль предполагал испытание мечты реальностью. Читатель вводился в атмосферу тайн и ужасов, но в конце книги они оказывались мнимыми (фото 1).
В русской литературе первым и некоторое время единственным фантастическим произведением стала повесть «Остров Борнгольм» Николая Карамзина(1794). Она начинается рассказом о некой тайне, а вершиной этого сюжета становится описание женщины в темнице (фото 2 и 3).
Через 15 лет появляется повесть Василия Жуковского «Марьина роща: Старинное предание»(1809). В ней рассказывается о некогда счастливой любви, закончившейся изменой, а затем гибелью героини. Автор в обрисовке характеров и ситуаций использует ставшие уже модными каноны готического романа (фото 4 и 5).
Продолжение жанра готики происходит в романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году»(1829), где имеется ряд типичных мотивов: пророчество, вещий сон, колдовство, пленение, заточение в подземелье, возмездие за грехи, запретная любовь. В 1834 году выходит цикл рассказов Загоскина «Вечер на Хопре». В самом начале автор от имени рассказчика объясняет свою привязанность к страшным историям и загадкам. Объединяющей тематической нитью рассказов становится обсуждение сверхъестественных явлений и событий далекого прошлого. Герои, застигнутые непогодой, проводят время, развлекая друг друга страшными историями и суевериями, не имеющими объяснений (фото 6 и 7).
Вышедшие в это же время повести «Замок Венден», «Ревельский турнир» Александра Бестужева-Марлинского (фото 8) отличались эффектными подробностями из народной жизни. В «Страшном гадании»(1831) автор ярко проявил свою любовь к русскому фольклору. Герой рассказа, офицер, отправился в метель на званый вечер. Он сбился с пути и попал в деревню на святочные посиделки с таинственным незнакомцем. Уже само его присутствие предвещает нечто необычное: не перекрестился перед иконами, у него тяжелый пронзающий взгляд, демонический смех….
В середине 1820-х годов в русской прозе появилась романтическая фантастическая повесть. Её общими чертами становятся глубокая неудовлетворенность настоящим, мечта об иных мирах и желание преобразить окружающий мир. Представление о сверхъестественном наполняется мифологическими персонажами. «Лафертовская маковница» Алексея Перовского (псевдоним Антоний Погорельский) является одним из первых произведений фантастики романтического типа. Опубликованная в журнале «Новости литературы» (1825), она казалась столь необычной, что потребовалось разъяснение редактора её мотивов и образов. Сразу же после появления в печати «Лафертовскую маковницу» прочел Алекандр Пушкин, написавший затем брату: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три(фоном) Фал(елеичем) Мурлыкиным…» (фото 9).
В повести Пушкина «Гробовщик» (1830) фантастика кажется уже логичной. Наиболее сложным явлением в литературе стала повесть «Пиковая дама»(1833), где художественными принципами были естественность событий и бытовое правдоподобие фантастического мотива. Сам поэт утверждал, что в основе сюжета лежит реальная история из жизни княгини Голицыной, открывшей своему проигравшемуся внуку секрет трёх карт, чтобы он смог отыграться (фото 10).
Поисками научных мотивировок фантастического выделялся Владимир Одоевский (фото 11). В «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» (1833) сюжет, играя всеми красками гротеска, развивается в жанре сатиры. В последующих произведениях Одоевский стремился придать ему максимальную наглядность. В «Орлахской крестьянке» (1838) рассказ о необъяснимых возможностях познания написан в виде протокола. В повести «Косморама» (1839) психофизические объяснения занимает поэтическая мистика. В «Город без имени» и «4338-й год» автор трансформирует художественность фантастических видений.
Творчество Евдокии Ростопчиной отличалось устойчивым тяготением к таинственным явлениям. Наиболее ярко это проявилось в мистической повести «Поединок» (1838) с центральным эпизодом — предсказанием цыганки, наложившим отпечаток на всю судьбу героя (фото 12).
Иным путем пришел к реалистической фантастике Николай Гоголь. Для «Вечеров на хуторе близ Диканьки» был характерен простодушный рассказчик (Рудый Панько) и читатель лишь на время с книгой забывает о том, что чудеса нереальны. В петербургских повестях «Нос», «Шинель», «Портрет» фантастическое уже не появляется извне, а существует в природе бытовых и социальных явлений. Михаил Лермонтов в неоконченной повести «Штосс» (1841) о доме с привидениями также следует принципу «отыскивать фантастическое в глубинах эмпирической реальности» (фото 13 и 14).
Русская фантастика первой половины XIX века, не только способствовала художественному прогрессу, но и стала своеобразным генератором идей последующих поколений писателей-фантастов. Все произведения указанные в обзоре имеют для чтения цифровые версии и находятся в интернете в свободном доступе.