Имя Димитрия Владимировича Веневитинова тесно связано с историей русской литературы и общественной мысли России. Изначально он привлек к себе внимание университетских преподавателей и посетителей литературных салонов замечательной диалектикой. Эти качества Веневитинов проявлял и в кружке «Общество любомудрия». В числе работ, читавшихся на собраниях общества, были его прозаические наброски: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». Они представляли собой подражание диалогам Платона, как по развитию мыслей, так и по поэтическому тону. Дмитрий изучал в подлинниках труды немецких философов Шеллинга, Фихте, Окена. Об этих занятиях свидетельствует статья «Письмо о философии», написанная им для княжны Александры Трубецкой.
Приехавший в Москву в сентябре 1826 года Александр Пушкин посоветовал «любомудрам» издавать ежемесячный журнал. Тогда же произошло сближение Пушкина с Веневитиновым, уже известным ему по критической статье о первой песне «Евгения Онегина». Журнал «Московский Вестник» стал выходить с начала 1827 года. Его издание осуществлялось по программе, разработанной при активном участии Дмитрия Веневитинова. Основная задача журнала заключалась «в создании научной эстетической критики на началах умозрительной немецкой философии и в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств».
После отъезда из Москвы, в Петербурге, Веневитинов много времени посвящал поэтическому творчеству. Это известно как из общего количества его немногочисленных стихотворений, так и из достигнутого в них совершенства формы и глубины содержания. Одним из центральных образов творчества Дмитрия Веневитинова является Поэт. Это своеобразное культовое лицо, искренне описанное в лучших по форме стихотворениях «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Я чувствую, во мне горит», «Поэт и друг» и «Последние стихи». Необыкновенно изящным, выразительным и точным языком отличается его рифмованный перевод знаменитого монолога «Фауста в пещере», а также «Земная участь» и «Апофеоз художника» Гете.
Не считая переводов, число поэтических произведений не превышает тридцати восьми стихотворений. По мнению литературоведов, все его стихи одинаково характеризуются искренностью чувства и отсутствием чопорной изысканности. В некоторых из них сказались и пессимистическое настроение, разочарованность. Под влиянием этих же чувств был начат и оставшийся недописанным роман в прозе. Но большинство произведений отличается светлым взглядом на жизнь и возвышенною верою в судьбы человечества. Созерцательно-философские мысли лежат в основе критических статей, в которых он далеко опередил своих современников эстетическим пониманием. Поэт не увидел издания книг собственных произведений. Двухтомник собрания сочинений вышел после его смерти: первая часть – в 1829 году, вторая часть – в 1831 году.