28 сентября 1786 года, в Тульской губернии в родовом имении родился Дмитрий Никитич Бегичев, автор нравоучительной беллетристики и один из самых просвещенных и культурных руководителей Воронежской губернии.
Губернаторствовал Дмитрий Никитич шесть лет – с 1830 по 1836 годы. Намучился за это время – страшно! О чём так и написал в послании к своему другу писателю-романтику В.Ф. Одоевскому: «Признаюсь, под несчастливым созвездием вступил я в теперешнее моё звание: прожив так долго в покойном, независимом состоянии, вдруг попал в такую ужасную кутерьму. Не знаю, чего не было в продолжении почти четырехлетнего управления моего губерниею, которую я нашёл в прелестнейшем во всех отношениях беспорядке; три раза холера, оцепление и карантины, неизбежным последствием коих было неповиновение и бунты, дурной урожай сряду два года, несколько рекрутских наборов и проч. Недоставало только голоду и тот со всеми ужаснейшими последствиями своими посетил нас». Впрочем, губернатору Бегичеву как-то удалось все эти испытания выдержать. Может быть потому, что, как отмечают почти все свидетели его правления, оставившие мемуары, Дмитрий Никитич был безукоризненно честным губернатором, не только не взявшим ни копейки из казны, но и много раз употреблявшим собственные средства на общественные нужды.
В литературных кругах начала XIX века Бегичев считался своим человеком. Он служил в одном гусарском полку с А.С. Грибоедовым, дружил с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, был женат на родной сестре Дениса Давыдова. В Воронеже помогал Алексею Кольцову, который даже посвятил просвещенному губернатору стихотворение «Благодателю моей родины»: «О, много раз – несчастных, бедных / Вас окружала пестрая толпа. / Когда вы всем, по силе мочи, / С любовью помогали им, / Тогда, с благоговеньем тайным, / Любил глядеть я молча, / Как чудно благодатным светом / Сияло ваше светлое лицо».
Нравоучительную прозу Бегичев начал писать в Воронеже, насмотревшись на дела губернские. В 1832 году, укрывшись под псевдонимом «степного дворянина, приезжающего на зиму в Москву» он издал роман в шести частях «Семейство Холмских». В своё время роман был необычайно популярным – настолько, что выдержал три издания меньше, чем за десять лет. В Воронеже книгу читали с особым интересом, поскольку написан был роман на местном материале. Отрывки из книги, прочитанные Николаем I во время его визита в Воронеж, вызвали у императора гомерический хохот. После этого губернский предводитель дворянства, изображенный в романе под именем мошенника, взяточника и стяжателя Сундукова, был вынужден подать в отставку. На выход романа откликнулся В.Г. Белинский. Он охарактеризовал «Семейство Холмских» как книгу «дидактическую, сочетающую в себе сентиментализм с резонерством». Однако, отметил критик, в этом произведении «попадаются довольно живые картины русского быта в юмористическом роде». Это была самая сдержанная оценка. Остальные журналы писали о «Семействе Холмских» в восторженных тонах: «Роман преподает глубокие уроки добродетели, трогает сердца, заставляет во многих местах невольно засмеяться, во многих местах вызывает невольные слезы на глазах читателей, – писал обозреватель «Московского Телеграфа». – В роде романов, к которому принадлежит «Семейство Холмских», роде, смешанном из Лесажевского и Ричардсоновского, ничего не было на русском языке столь оригинального, столь умно написанного». Успех первого романа вдохновил автора. Бегичев пишет еще несколько произведений на воронежские сюжеты. К их числу относятся и «Записки губернского чиновника».
Конечно, проза Бегичева в глазах современного читателя выглядит пышной и тяжеловесной. Она во многом осталась в своем времени (последний раз книга Бегичева выходила в 1844 году). Однако проза эта представляет и определенный интерес, как один из эпизодов в истории отечественной литературы. Тот же Белинский, говоря о творчестве воронежского губернатора, подмечал, что «благородная цель, с которой эти книги написаны, и несомненная польза, которую они должны принести, возвышают их достоинство». Для нас же тексты Дмитрия Никитича Бегичева интересны ещё и тем, что это, по сути, первые опыты художественной воронежской прозы.
Дмитрий Дьяков