Лето в литературном музее

ВЫСТАВКА «И ЭТО ВСЁ О НЕЙ ОДНОЙ». ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА».

Посетителям выставки предлагается новый взгляд на творческий путь Дмитрия Веневитинова, Кондратия Рылеева, Дмитрия Бегичева, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Валентины Дмитриевой и Елизаветы Милицыной. Эти писатели и поэты, напрямую связанные с историей классической отечественной литературы XIX — начала XX столетия и литературным прошлым воронежского края, сумели запечатлеть женский образ и отразить его в своих произведениях.
Познакомиться с авторами галереи женских образов и типичными сюжетами произведений помогают реликвии из коллекции Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина. Это редкие книжные издания, журналы с первыми публикациями сочинений литераторов, личные вещи дворянок и мещанок Воронежа, а так же атрибуты женского крестьянского костюма Воронежской губернии XIX века, графические и акварельные работы художников Евгения Буковецкого, Григория Гончарова, Ксении Успенской. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и открытки.
Особенности создания литературного женского образа в первой трети XIX века раскрывает первый раздел экспозиции. Поэтическое наследие К.Рылеева и Д.Веневитинова в известной степени гимн женщине дворянского сословия. В стихах поэтов Рылеева «Нет тебя милей на свете…» (1818), «Извинение перед Н.М. Тевяшовой» (1818) и Веневитинова «К изображению Урании» (1827), «Волшебница! Как сладко пела ты» (1827), «К моей богине» (1826-1827) и других превосходно описаны девушки-дворянки, с их романтическими мечтаниями. Роман Дмитрия Бегичева «Семейство Холмских», написанного в 1832 году, можно рассматривать как энциклопедию несчастных браков, часто сопровождавших «дворянские гнёзда». Читатели вместе с автором анализировали причины семейных разладов и находили рецепты счастливого замужества, изучая «какие средства должны быть приняты к достижению возможного благополучия в супружеском состоянии».
Спустя полвека в обществе, а вместе с ним и в литературе, снова наметились перемены. На первое место выходит образ женщины мещанского и купеческого сословий. Поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин, будучи сами выходцами из мещанско-купеческой среды, очень хорошо понимали быт и нравы своего окружения по отношению к женщине. О женской доле, горемычной и незавидной — стихотворения «Мещанская любовь» (1829) А. Кольцова и «Уличная встреча» (1855) И. Никитина. А мастерски переданная история участи женщины-мещанки в поэме Никитина «Кулак» (1858) поведала о неравных браках, царивших тогда в России, о безропотном и почти рабском состоянии женщины, обязанной в одиночку умело вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.
Проходят годы. Россия второй половины XIX — начала XX века делает шаг к глобальным для страны реформам. В литературе — это время появления нового женского образа. Главными героинями стихов и рассказов становятся крестьянки, женщины разночинного происхождения, горожанки, стремящиеся получить образование и занять в обществе место наравне с мужчинами. Одними из самых видных литературных деятелей, описывающими трудную и драматичную жизнь таких женщин, были писательницы Валентина Дмитриева и Елизавета Милицына. В комплекс фондовых материалов выставки «И это все о ней одной» вошли повесть «Пчёлы жужжат» (1903). Дмитриевой и «Записки сестры милосердия» (1916) Милицыной, ярко иллюстрирующие типичные женские судьбы этого периода. Выставка продолжит свою работу до 16 августа.

Руслан Солопенко,
старший научный сотрудник Музея имени И.С. Никитина.

Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies, которые применяются для повышения качества рекомендаций согласно Политике. Отказаться от cookies, можно через настройки Вашего браузера.

Согласен