В музее-усадьбе Д.В. Веневитинова открылась выставка «Народное образование в русской провинции второй половины XIX – начала XX века». На ней представлены редкие документы, фотографии и книжные издания XIX – начала XX века из фондов Музея имени И.С. Никитина. Среди них есть настоящие литературные реликвии – прижизненные издания попечителей народных школ из числа известных писателей, а также учебные пособия, педагогические сборники и журналы для детей. Выставка состоит из четырех разделов: «Педагогические издания», «Издания для детей», «Начальное образование», «Среднее образование».
Первый раздел посвящен журналам, которым по праву принадлежит исключительная роль в развитии образования. Они первыми подхватывали новую педагогическую мысль и популяризировали её, способствовали росту и развитию интереса общества к вопросам педагогики, формировали профессиональное мировоззрение учителей. К 1890-м годам сложилась типичная структура педагогического журнала: теоретические статьи и материалы по истории педагогики и образования, критика и библиография, хроника, а также публикации, освещавшие достижения смежных наук, в первую очередь психологии. В витрине представлены некоторые из наиболее известных педагогических изданий того времени: «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Педагогический сборник».
Второй раздел рассказывает о журналах для детей. Их появление в России относится ко второй половине XVIII века, а бурное развитие происходит под влиянием демократизации общества и доступности образования в 1860-е годы. Эволюция детских журналов прошла путь от абстрактных рассуждений о добре и зле до реального отражения действительности, будь то политика, наука или искусство. Всего в России в период с конца XVIII века до 1917 года выпускалось более ста журналов для детей. На выставке представлены «Детский друг», «Журнал для детей» М. Чистякова, «Мирок», «Из Ясной поляны», а также выпуски дешёвых изданий для внеклассного чтения из серий: «Русские поэты для школ и народа», «Библиотека новой школы».
Третий раздел посвящен общественно-педагогическому движению, связанному с организацией начального образования в России. Основная забота в просвещении народа после земской реформы 1864 года легла на плечи органов местного самоуправления – земских учреждений. Особое внимание уделялось развитию начальных училищ, массово открывшихся в сельской местности на средства земства, сельских обществ и частных лиц. Среди попечителей школ есть имена известных общественных деятелей, литераторов и педагогов – Л.Н. Толстого, А.И. Эртеля, Н.Ф. Бунакова. На выставке представлены их прижизненные издания, посвященные педагогическим вопросам, а также уникальные документы о работе школ в селах Новоживотинное, Макарье, Петино Воронежской губернии.
Четвертый раздел рассказывает о различных типах средних образовательных учреждений. В конце XIX в. в Воронежской губернии насчитывалась одна полная мужская гимназия, располагавшаяся в Воронеже. Здесь же работало и единственное в губернии реальное училище. С историей этих учреждений неразрывно связаны биографии видных педагогов и литераторов Г.И. Недетовского (О. Забытого), Н.Н. Пантелеевского и А.П. Киселева. Начавшаяся в конце 1850-х годов реформа образования привела к созданию в Воронеже казенной Мариинской женской гимназии и частных женских гимназий. В витрине представлены фотографии зданий воронежских образовательных учреждений и учащихся тех лет, книжные издания «Воронежская учительская семинария (1875-1910)» и «Известия по народному образованию Воронежской губернии».
На открытие выставки были приглашены студенты Воронежского губернского педагогического колледжа и учащиеся средней школы села Новоживотинное. Со вступительным словом выступил куратор выставки, заведующий научным отделом Музея имени И.С. Никитина Виктор Коровин. Он подчеркнул актуальность выбранной темы выставки в контексте основной экспозиции музея-усадьбы, связанной с биографией историка Михаила Веневитинова. В частности, в результате научных изысканий установлено, что в 1872 году на средства Веневитиновых в Новоживотинном началось строительство деревянного здания земского училища. В первые годы работы училища Михаил Веневитинов регулярно выписывал для него до 75 томов разных учебников и пособий, картины по истории с пояснительным текстом, шведские счеты.
Затем слово было предоставлено директору музея истории развития образования Воронежской области Юрию Пыльневу. Он рассказал о системе начального и среднего образования Российской империи в XIX веке.
Выставка будет работать в музее-усадьбе Д.В. Веневитинова до 29 февраля 2020 года.
Виктор Коровин,
заведующий отделом по научной работе Музея имени И.С. Никитина.