Фото 1. В.А. Пресняков
Фото 2. В.А. Пресняков. Титульный лист книги «Конёк-горбунок». 1984
Фото 3. В.А. Пресняков. Иллюстрация к сказке А.Н. Корольковой «Белая лебедушка». 1976
Фото 4. В.А. Пресняков. Обложка альбома гравюр на дереве «Песни Кольцова». 1981
Фото 5. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Путь». Ксилография. 1981
Фото 6. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Лес». Ксилография. 1981
Фото 7. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Разлука». Ксилография. 1981
Фото 8. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Кольцо». Ксилография. 1981
Фото 9. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Раздумья селянина». Ксилография. 1981
Фото 10. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Грусть девушки». Ксилография. 1981
Фото 11. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Терем». Ксилография. 1981
Фото 12. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Песня пахаря». Ксилография. 1981
Фото 13. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Разлука». Гравюра. 1981
Фото 14. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Кольцо». Гравюра. 1981
Фото 15. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Грусть девушки». Гравюра. 1981
Фото 16. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Раздумья селянина». Гравюра. 1981
Фото 17. В.А. Пресняков. Иллюстрация к стихотворению «Песня пахаря». Гравюра. 1981
Графике заслуженного художника России Владимира Алексеевича Преснякова (1925 – 2018) отведено почетное место в истории воронежской литературы (фото 1). Многим поколениям известны его иллюстрации к книгам Центрально-Чернозёмного издательства с произведениями А.В. Кольцова, И.С. Никитина, И.А. Бунина, В.А. Кораблинова, А.Н. Корольковой, Ю.Д. Гончаpова, П.П. Ершова и других писателей и поэтов (фото 2, 3). Жанровый спектр работ Преснякова удивительно разнообразен: офорт, линогравюра, ксилография, карандашный и перьевой рисунок, акварель, пастель. Его картины хранятся не только в воронежских музеях, но и в Государственном Русском музее. Музей имени И.С. Никитина этой выставкой представляет работы В.А. Преснякова, вошедшие в графическую серию «Песни А.В. Кольцова» (1981), отмеченную глубоким лиризмом авторского восприятия поэзии (фото 4).
«ПУТЬ» (фото 5).
В стихотворении Кольцов отразил своё стремление изменить судьбу, выйти из семейного дела отца и полностью посвятить себя поэзии. Но из поэтических строчек становится ясно, что этот путь, хоть и очень желанен, но выбрать его невозможно. Поэт понимает, что у него нет таких душевных сил, способных разорвать отношения с семьей и увести из дома. На гравюре Кольцов задумчиво смотрит вдаль, словно видит перед собой дорогу, по которой не сможет пройти:
«Да на путь — по душе –
Крепкой воли мне нет,
Чтоб в чужой стороне
На людей поглядеть;
Чтоб порой пред бедой
За себя постоять;
Под грозой роковой
Назад шагу не дать;
И чтоб с горем в пиру
Быть с веселым лицом;
На погибель идти —
Песни петь соловьем!»
Колючий чертополох на переднем плане, набежавшие тучи, одинокая птица, полегшая от ветра трава, усиливают тревожное настроение картины и подчеркивают тяжелое душевное состояние поэта.
«ЛЕС» (фото 6).
Одним из главных событий своей жизни Кольцов считал знакомство с Пушкиным. Они встретились в 1836 году. Стихотворение было написано в 1837 году после гибели Пушкина на дуэли. В былинной форме Кольцов передает свое потрясение от смерти великого поэта. Для него Пушкин – последний русский богатырь, которого никто не смог победить в честной битве, и лишь «осень черная» «во время сна к безоружному» подкралась и сломила его. Гравюра передает тоску и настроение поэта. На ней изображены некогда могучее, а затем сломленное дерево – символ сокрушенной человеческой жизни, и стая ворон, улетающих прочь в хмурое небо.
«С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…»,– так заканчивается это стихотворение.
«РАЗЛУКА» (фото 7).
Это стихотворение, написанное в жанре романса, является одним из самых известных и цитируемых. Многие помнят первые строчки:
«На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь».
В нём нашла отражение глубокая личная юношеская драма поэта, когда отец запретил жениться на любимой крепостной девушке. Искренность чувств, душевные переживания героев ярко показаны и на гравюре. Фоном их последней встречи стал узнаваемый воронежский пейзаж. Закрывшие солнце тучи усиливают грустную ноту в настроении картины.
«КОЛЬЦО» (фото 8).
Любовная драма Алексея Кольцова отзывается во всех его лирических стихотворениях. Образ девушки, покинутой или стоящей на пороге расставания со своим суженым, всегда волновал воображение поэта. Героиня песни «Кольцо», оставшись одна, пытается справиться со своей бедой. Кольцо – подарок парня заставляет её сильнее и болезненнее чувствовать отсутствие любимого, и она пытается расплавить кольцо на свече в надежде, что так же растопится и её печаль. Обстановка вокруг девушки только подчёркивает её одиночество. Художник преднамеренно прорисовывает детали крестьянской избы: пучки сушеных трав на стене, сундук и крынку под окном, тронутые инеем стекла. Все это такое обыденное несет на себе печать тишины и спокойствия и представляет резкий контраст с опечаленной девушкой.
«Невредимо, черно,
На огне кольцо,
И звенит по столу
Память вечную».
«РАЗДУМЬЯ СЕЛЯНИНА» (фото 9).
Кольцов большое внимание уделяет крестьянскому быту и душевному миру героя. Частая картина – нужда, одиночество, безысходность. В стихотворении «Раздумья селянина» неустроенная жизнь становится причиной тяжелых мыслей. Строчки стихов как-бы образует замкнутый круг — оно начинается и заканчивается одними и теми же словами и это усиливает чувство безысходности:
«Сяду я за стол –
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?»
На гравюре неустроенный быт подчеркивается вязанками хвороста, брошенными на пол, многочисленными пустыми плошками и крынками, словно кем-то позабытыми.
«ГРУСТЬ ДЕВУШКИ» (фото 10).
Кольцов живо интересовался фольклором. По своей работе он много ездил по Воронежской губернии, записывал народные песни, пословицы, поговорки. В стихотворении «Грусть девушки» поэт использовал традиционный для русских народных сказок мотив – перед отъездом герой что-то оставляет своей девушке и предупреждает, что если с ним случится беда, то предмет почернеет.
«Отчего, скажи,
Мой любимый серп,
Почернел ты весь –
Что коса моя?» – так начинается это стихотворение.
На гравюре изображена девушка в поле. Грустные мысли о возлюбленном мешают ей работать, забирают силы. На заднем плане мы видим дорогу. Она пустынна. Девушка сидит к ней спиной, словно боится увидеть её пустоту.
«ТЕРЕМ» (фото 11).
В стихотворении ведется рассказ от лица главного героя о его первой любви – «душе-девице», что живет в бревенчатом тереме и не подозревает о его чувстве. Он понимает, что из-за его бедности вместе им быть не суждено, а девушке в мужья родители выберут богатого жениха. Не в силах смириться с этим, герой думает о том, чтобы покинуть родные края.
«Вещун-сердце говорит:
«Жить тебе, детинке, жить
Не с женою молодою —
С чужой – дальней стороною…»
Гравюра очень живописна, красочна и дает яркое представление о русской деревне времен Кольцова, о повседневном быте крестьян.
«ПЕСНЯ ПАХАРЯ» (фото 12).
Кольцов был хорошо знаком с крестьянским трудом. Он его поэтизировал и одухотворял. Главная тема стихотворения «Песня пахаря» – удовольствие крестьянина от жизни, от работы как от праздника. Герой радуется красавице зорьке, солнцу, богатому урожаю.
«Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зернышку сготовим
Колыбель святую.
Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!»
На гравюре крестьяне за работой: женщины молотят пшеницу или рожь, убирают солому, хозяин везет сено на телеге. На заднем плане стоит большой амбар, крытый соломой, с открытыми воротами и как бы ждёт зерно нового урожая.
Отдельно необходимо отметить серию черно-белых гравюр в технике силуэта к тем же стихотворениям (фото 13, 14, 15, 16, 17). Ими выражена сама суть стихотворения. Несмотря на плоскостное однотонное изображение, чувствуется глубина и драматизм, которыми наполнены лирические произведения Алексея Кольцова.