ОНЛАЙН — ВЫСТАВКА «В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В XIX ВЕКЕ»

НА ВЫСТАВКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ ИМЕНИ И.С. НИКИТИНА

Фото 1-4.  Иллюстрации к «Сказкам» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художник Н.Е. Муратов. 1970-е гг.
Фото 5. Фоторепродукция с портрета М.Е. Салтыкова-Щедрина
Фото 6. Открытка — портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Фото 7. Программа литературного праздника, посвященного 25-летию со дня смерти Михаила Евграфовича Салтыкова (Щедрина). СПБ., изд-во А.Ф. Маркс, 1914 года.
Фото 8. Книга: ПСС М.Е. Салтыкова (Н. Щедрина). Изд. 5-е. Том 3-й 1905 г. Приложение к журналу «Нива». С-Петербург, издание А.Ф. Маркс.
Фото 9. Пашков Е.И. «Я ль, скажи мне, всех милей», иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Линогравюра цветная
Фото 10. Гравюра: Литвиненко Валентин Гаврилович. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (иллюстрация к былине).
Фото 11. Литография. Ершов И.И. «Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок», 1962 г.
Фото 12. Литография. Ершов Игорь Иванович. «Иллюстрация к сказке «Летучий корабль». Литография
Фото 13. Альбом «Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане». 1950-е гг.
Фото 14. Альбом «Творчество А.С. Пушкина. «Сказки». 1950-е гг.
Фото 15. Рассказы и сказки К.Д. Ушинского. 1950 г.

Выставка приурочена к 180-летию первого издания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович…» и рассказывает об истории литературной сказки первой половины XIX века, характере чудотворства и различных способах выражения авторского начала. А также знакомит посетителей сайта со сказочными образами, отраженными в графических иллюстрациях современных авторов. Авторская сказка возникла на основе народной в XVII веке. Она всегда оставалась в русле литературного направления и несла в себе отражения его идейно-эстетических установок.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН внёс большой вклад в развитие жанра. Он являлся главой нового направления в литературе — сентиментализма, поэтика которого весьма близка природе детей. «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792) — это своеобразное обобщение писателем накопленного опыта изучения западноевропейского фольклора. Произведение «Илья Муромец» (1795) написано на основе былин, но образ богатыря показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ видел в устном народном творчестве проявление национального характера русского народа и черпал оттуда вдохновение для своей поэзии. В сказке «Спящая царевна» (1831) писатель использовал поэтику русской народной сказки вместо точного следования иноземному образцу. Экспрессивный стиль повествования, избыточная эмоциональность, ощущение таинственности и даже ужаса, нагнетание необъяснимого страха сближали его сказки с балладами.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН стремился «извлечь народную сказку из избы» и сделать ее достоянием образованной публики. Еще в детстве он слышал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова и няни Арины Родионовны Матвеевой. Народной в своей основе является «Сказка о попе и его работнике Балде» (1830). Пушкин услышал её на ярмарке. Основой сюжета «Сказки о царе Салтане…» (1831) послужили материалы, записанные поэтом в 1824-м году в Михайловском от Арины Родионовны. А «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833) лишь в некоторых деталях отличается от фольклорного источника.

ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ использовал балагурную, сказовую манеру повествования. Она считается промежуточной между песенно-стихотворной и прозаической. Его авторский пересказ основан не только на обилии острословия и прибауток, но и на ироническом контексте. Сюжет «Конька-горбунка» встречается в записях народных сказок в двух версиях. Современники писателя долго спорили: положил ли автор в основу произведения один сюжет или соединил эпизоды разных сказок.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ (псевдоним А. Погорельский). Его «Черная курица, или Подземные жители» (1828) не имеет никакого отношения к фольклору. Это сказка с авторским сюжетом и литературным подзаголовком («Волшебная повесть для детей»). Волшебство в ней определяется двумя мирами: реальным, где живет Алеша, и сказочным, полным видений и снов мальчика.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ писал сказки для детей от имени дедушки Иринея. Его «Городок в табакерке» (1834) — одна из первых так называемых научных сказок. В ней показывается мироустройство с опорой на разъяснение реальных явлений и событий. В сказке «Мороз Иванович» (1841) Одоевский первым творчески подошел к литературной обработке фольклорного персонажа Деда Мороза.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ (псевдоним Н. Щедрин) привлёк родственные поэтике народных сказок гротеск, фантастика, иносказание. Писатель впервые применил средства психологического анализа к сатирическому герою, создав образы с учетом инстинкта и повадок животных. В сказках 1880-х годов писателя встречаются уже четыре типа персонажей: животные, куклы, люди, персонифицированные образы.