ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Платонов

В 1937 году в статье «Андрей Платонов» критик А. Гурвич писал: «Огромный и пустой мир, и в нем одинокий ребенок, одинокий человек – вот излюбленный образ Платонова». Самый распространенный типаж героя в советской литературе 1930-х годов — человек, умеющий видеть цель и добиваться ее любой ценой, уверенный, прочно стоящий на земле, «делающий дело» – почти не встречается на страницах книг Андрея Платонова. В его мире центральное место занимает образ страдающего человека. Христианская мысль «страданиями душа совершенствуется» получает самое активное развитие в произведениях писателя. Одна из главных причин страдания человека по Платонову – чувство одиночества, отделенности и отдаленности от Бога, от другого человека, от природы. Наиболее ярко эта мысль прослеживается в единственном дошедшем до нас романе писателя «Чевенгур». Главный герой романа Саша Дванов осиротел еще в раннем детстве. Его отец, рыбак, утонул в озере Мутево. Он утонул из любопытства, потому что хотел посмотреть, что же там, на дне реки с прохладной водой. С тех пор Саша, мальчик с кротким характером, привыкший верить, «что все в жизни происходит взаправду» скитается по белому свету, нигде не находя пристанища подолгу. Сначала он живет в семье Двановых, но нужда выгоняет его из этого дома, и он уходит «в люди», нищенствует, пока его не берет к себе старый мастер Захар Павлович, заменивший мальчику отца. Выросший Саша вновь отправляется в путешествие на поиски Чевенгура, удивительного утопического «города Солнца», где уже построен коммунизм для всех бедствующих и страдающих людей.

Вся Сашина жизнь – это череда встреч и расставаний. Все расставания, даже со случайными попутчиками он болезненно переживает. «Четырехлетний мальчик сидел в окне и мазал пальцами по стеклу, воображая что-то непохожее на свою жизнь. Александр махнул ему дважды рукой на прощанье, но он испугался и слез с окна; так Дванов его больше не увидел и не увидит никогда». Это чувство утраты, бесповоротность расставания и горечь оставленности ощущают и другие герои романа. «Вот мы навсегда расходимся, и как это грустно – никто не поймет. Из двух человек остается по одному!» – говорит один из них.

Тоску расставания и жизни «по одному» в мире Платонова чувствует не только человек. И природа, и предметы в произведениях писателя одушевлены. Они родственны человеку, привязаны к нему и переживают «взаимное горе одиночества», когда человек покидает их. «Хата Игнатия Порфирыча стояла теперь порожняя и смирная, но Филату казалось, что и стены и окна скучали по ушедшим и скорбели от одиночества. Живой, милой и дорогой осталась опустелая хата, пропахшая людьми, бросившими ее», – читаем мы в повести «Ямская слобода».

Многие герои Андрея Платонова, испытывающие острое чувство тоски по оставленному или оставившему их человеку, идут к людям, чтобы рассеять среди них свое горе. Фро, главная героиня одноименного рассказа, после отъезда мужа уходит вечером на вокзал и находит там работу – она помогает очищать шлаковую яму. «От гари и газа дышать было тяжело, кидать шлак наверх оказалось нудно и несподручно, потому что яма была узкая и жаркая. Но зато в душе Фроси стало лучше: она здесь развлекалась, жила с людьми – подругами – и видела большую, свободную ночь, освещенную звездами и электричеством».

В слободу Кантемировку уходит от семьи отчаявшийся главный герой рассказа «Река Потудань» Никита Фирсов и поселяется на местном базаре, помогая сторожу и стремясь забыть то, что было с ним раньше. «Лишь изредка ему ложился гнет на сердце, но он терпел его без размышления, и чувство горя в нем постепенно утомлялось и проходило. Он уже привык жить на базаре, а многолюдство народа, шум голосов, ежедневные события отвлекали его от памяти по самом себе и от своих интересов – пищи, отдыха, желания увидеть отца». Герой повести «Котлован» Вощев, уволенный с небольшого механического завода, уходит из города и находит пристанище в бригаде рабочих, роющих котлован для особенного «общепролетарского дома», призванного защищать человека от враждебного ему мира. Сюда же, в ночлежное помещение, к рабочим приходит из своего дома, где «грустно и страшно», и инженер Прушевский, решивший было от тоски одиночества и ощущения ненужности никому покончить с собой. Рабочий Чиклин предлагает ему остаться со всеми. «Не уходи отсюда никуда, – произнес он. – Мы тебя никому не дадим тронуть, ты теперь не бойся».
Сопереживание чужому горю, развитие в себе сочувствия, милосердия, сострадания и есть, по Платонову, путь к людям, путь к преодолению одиночества.

Ольга Дворядкина
главный научный сотрудник
Музея имени И.С. Никитина

Посмотреть выставку «Андрей Платонов» можно в Здании мещанской управы Музея имени И.С. Никитина.