ОНЛАЙН-ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКА «БЕССМЕРТНЫЕ РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СТИХИ АЛЕКСЕЯ КОЛЬЦОВА»

Поэзия Алексея Кольцова привлекла внимание трёхсот композиторов, а всего было создано семьсот песен и романсов. По числу стихотворений, положенных на музыку Кольцов занимает второе место после Пушкина. Ряд старинных романсов стали народными песнями независимо от того, что у них есть автор. Яркими примерами этого служат «Ты не пой, соловей!» А.Е. Варламова, «Грусть девушки» А.Л. Гурилева, «Хуторок» Е.И. Оглоблина.
Читать далее

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В XIX ВЕКЕ

Выставка приурочена к 180-летию первого издания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович…» и рассказывает об истории литературной сказки первой половины XIX века, характере чудотворства и различных способах выражения авторского начала. А также знакомит посетителей сайта со сказочными образами, отраженными в графических иллюстрациях современных авторов. Речь идет о представленных картинах художников-иллюстраторов второй половины XX века: С. А. Алимова, Н. Е. Муратова, Е. И. Пашкова, И. И. Ершова, В. Г. Литвиненко.
Читать далее

ВЫСТАВКА «ПЕСНИ КОЛЬЦОВА В ГРАВЮРАХ ВЛАДИМИРА ПРЕСНЯКОВА»

Графике заслуженного художника России Владимира Алексеевича Преснякова (1925 – 2018) отведено почетное место в истории воронежской литературы. Многим поколениям известны его иллюстрации к книгам Центрально – Чернозёмного издательства с произведениями А.В. Кольцова, И.С. Никитина, И.А. Бунина, В.А. Кораблинова, А.Н. Корольковой, Ю.Д. Гончарова, П.П. Ершова. Жанровый спектр работ Преснякова удивительно разнообразен: офорт, линогравюра, ксилография, карандашный и перьевой рисунок, акварель, пастель. Его картины представлены не только в воронежских музеях, но и в Государственном Русском музее.
Читать далее

МИР ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В первой половине XIX века дети и подростки читали книги большей частью предназначенные для старших возрастов. Реформа образования 1860-х годов заставила изменить взгляд на детскую литературу. Впервые образуется тесная взаимосвязь литературы и педагогики. Появляется большое количество хрестоматий и книг для школьных библиотек, с пометкой «Полезное чтение для наших сельских школ».
Вторая половина XIX века — время появления детских журналов. Это начало создания нового мира детского чтения. Первые журналы того времени были ориентированы на читателей среднего и старшего школьного возраста.
Читать далее

ОБВИНЯЕТСЯ ПО СТАТЬЕ 58…

Среди тысяч воронежцев, невинно пострадавших в годы репрессий были и те, кто посвятил свою жизнь литературе. Они по-разному отбывали свои сроки в лагерях Ленинградской области, Сибири и Дальнего Востока, один из них был расстрелян по решению тройки НКВД, несмотря на то, что за его плечами 2 года тюрьмы и 9 лет каторги за революционную деятельность.
Читать далее

МИР КУКОЛ В ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЕ

Кукла-игрушка была детищем дворян, ратовавших за правильное воспитание ребёнка. На онлайн-выставке представлены художественные дизайнерские куклы, выполненные современными воронежскими мастерами в традициях XIX века и из собрания Донецкого республиканского краеведческого музея (ДНР).
Читать далее

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Первые фантастические произведения русских писателей появились в 1790-е годы как ответ на увлечения «романом тайн и ужасов» или готикой. Королевой жанра современники считали английскую писательницу Анну Радклиф. Её стиль предполагал испытание мечты реальностью. Читатель вводился в атмосферу тайн и ужасов, но в конце книги они оказывались мнимыми.
В русской литературе первым и некоторое время единственным фантастическим произведением стала повесть «Остров Борнгольм» Николая Карамзина. Она начинается рассказом о некой тайне, а вершиной этого сюжета становится описание женщины в темнице….
Читать далее

Литературный-некрополь

ПО ЗАКОНАМ ЖИЗНЕННОЙ ПРАВДЫ

На протяжении всей истории мировой литературы неизвестные широкому читателю авторы чаще других открывали новые аспекты художественного описания действительности. Без их произведений знание ушедшей эпохи, её понимание не может быть полным и глубоким. Эти авторы оказали большое влияние на творчество других литераторов, ставших со временем более известными.
Такой писательницей была Елизавета Митрофановна Милицына. Известный советский литературовед, профессор Воронежского университета Алексей Путинцев в статье «Памяти Милицыной. (1869-1930)» писал о Елизавете Митрофановне: «…Одна из писателей-самоучек, благодаря житейским условиям давшая гораздо меньше, чем могла бы дать по своему таланту… Она запечатлела в своих рассказах весь внешний бытовой уклад крестьянства и психологию различных крестьянских прослоек. Самая манера изображения крестьянской жизни у Милицыной характерна насыщенностью образов крестьянской речи; для своих поэтических целей она широко использует живое знание крестьянской поэзии: заговоры, песни, сказки, пословицы и т.д.».
Читать далее

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВОРОНЕЖ

Во время своих странствий, летом 1891 года, Алексей Максимович побывал и в Воронеже. Он пришел в город из Задонска, в котором посетил монастырь святого Тихона Задонского и разговаривал с одним из подвижников, монахом-затворником, жившим в каменном склепе. Эта встреча стала сюжетом рассказа «У схимника», опубликованного в 1896 году в «Самарской газете».
О пребывании Максима Горького в Воронеже стало известно со слов писательницы Валентины Дмитриевой, которой Горький рассказал о том, как «во времена своей бродячей жизни забрел однажды в Воронеж и целое лето прожил в Митрофановском монастыре помощником монаха-садовника». Разговор о днях, проведенных в Воронеже, писатель закончил словами: «Эх, хорошее было времечко, с удовольствием вспоминаю».
Читать далее

Митрофаниевский-монастырь